Как то один парень с Питера поездку в Киргизию на Иссык–Куль организовывал. Пробег правда не на великах, а на мотоциклах. Но уже после революций, так что немного информации почерпнуть можно.
Здесь приведу некоторые выдержки с его "отчёта о покатушке":
Таможенные правила в Казахстане и Киргизии достаточно просты. Законодательство Казахстана практически сто проценто копирует российское, в Киргизии тоже очень похоже. Ввозить можно до трех тысяч долларов без декларирования. На транспортное средство надо заполнять обязательство об его обратном вывозе. Единственная сложность - это пребывание в стране без регистрации. В Казахстане можно быть без регистрации пять суток, причем на территории Алма-Аты и Астаны только сутки. В Киргизии можно без регистрации трое суток. Это единственное за чем следят строго. Наверное взяли моду с Москвы. На въезде в Казахстан надо заполнять иммиграционную карточку, а при выезде её сдавать. В Киргизии никаких карточек нет, но при выезде нас каждый человек в форме строго спрашивал: Сколько суток были в стране? Задержитесь, или потеряете карточку, или не сможете доказать что провели меньше трех суток (при въезде по внутреннему паспорту штамп погранцы в него не ставят и надо позаботиться, что бы был документ, где стоял бы штам с датой въезда - декларация, обязательство о вывозе ТС, и ни в коем случае его не терять), иначе неприятностей не миновать.
От границы до Бишкека дороги нет вообще. То есть, её нет в принципе. Дорога была, но её срыли, решили строить новую хорошую. Причем выделили деньги, но случилась революция и деньги куда-то пропали. Бывает.
В Бишкек въехали к четырем утра. Город очень удивил. Сразу сложилось впечатление напряженной обстановки. Везде какие-то пьяные группы людей, какие-то полубомжи в национальной одежде спят прямо у дороги под кустами. Приехали к гостинице Турист, она закрыта. На стук вышла женщина, вся гостиница свободна, на этажах нет никаких горничных. Собрала с нас деньги и без оформления отправила в номера. Сложилось впечатление, что в этой гостнице она и директор, и бухгалтер, и уборщица.
Бишкек находится на высоте 800 метров и полностью окружен горами. Красиво очень, город на равнине и из любой точки видны заснеженные вершины.
Утром вышли на улицу и офигели. Позавчера ехали мимо снежных сугробов, вчера была степь без единого деревца, а сегодня кругом листва, Бишкек весь цветёт! Город просто утопает в зелени. Буквально каждый клочок земли благоухает. На улице в тени +30. На солнце не сказать сколько. Но что удивительно не жарко. В Питере, в +30, подыхаешь от жары, а там можно даже одеть легкую курточку. Я когда ходил по городу с сумкой на поясе, с сумкой на шее и с фотоаппаратом на плече, всегда одевал куртку, чтоб не светить материальными ценностями и нисколечко не потел. Чудеса.
Город сам по себе очень понравился. Всё зелено, удивительный воздух, кругом красота. Но вот обстановка в городе не очень. Революция - это не шутки. Местные о революции говорят так:
- Почему скинули старого президента?
- Да потому, что он охуел.
- А как новый?
- Да еще хуже!
Вечером решили посетить местный шикарный ресторан. Заведение выглядит, примерно, как питерский "Карл и Фридрих". Огороженный кусок земли, отдельно стоящее красивое здание, в нем минипивоварня. Даже минипивзавод. Поностью немецкое оборудование, всё видно, всё блестит медью. Шикарное обслуживание и крайне вкусно. Кружка (0,4) свежесваренного не фильтрованного и не пастеризованного пива стоит 28 рублей. В Питере кружка стоит сто пятьдеся. Причем пиво, на мой вкус, не чем не хуже, чем в Паулайнере и Карл и Фридрихе. Объелись, обпились. А по выходу нас ждал сюрприз.
Только мы вышли за ворота, подошли люди, все в спортивных костюмах, поздоровались за руки, показали удостоверения. Сказали, что менты. Попросили паспорта, мы дали. Посмотрели, скзали, что их начальник хочет с нами поговорить. Показали на машины. Автомобили обычные Мерсы и БМВ. Мы попытались немного попререкаться, но стало понято, что в машины нас запихнут. Поэтому сели и поехали. Спросили куда везут, сказали, что в местный аналог уголовного розыска при ГУВД. Момент был немного стремный. В киргизских удостоверениях я не силен. Может это не менты. Могли легко отвезти за город и почикать. Но поговорив немного по пути, понял, что это менты. Наверное, все менты везде похожи. Привезли к зданию без вывески. Спросил где вывеска, сказали - революция. Через окна увидел сидящего мента в дежурке, порадовался что это не бандиты. Начальник долго смотрел наши паспорта. Когда мы ему объяснили, что это мотопробег из Питера в Бишкек, не верил, поверил, когда Таня показала, что в обязательство о вывозе ТС вписан японский мотоцикл. И опять произошло чудо. Менты перед нами извинились, сказали, что мол революция, не серчайте, и на машине отвезли до снятой квартиры. Кстати, автомобили у работников уголовного розыска очень приличные, современные Мерсы и БМВ. На фоне киргизов на ишаках выглядит впечатляюще.
С утра было решено продолжить обжирание. Только теперь хотелось нативной кухни. Сашин друг Кирим повез нас в кафе к своим родственникам. В правильное дунганское кафе. Люди туда приезжают исключительно что бы кушать, никакого спиртного там не продается. Я было хотел купить пива, но меня отговорили. Еда превращена в ритуал. Сначала легкая разминка, выносят лепешки, клубнику, яблоки, чай, лимонады.
В общем, уже этим можно поесть, но это только прелюдия. Минут через двадцать выносят специальное холодное блюдо. Оно острое, в нём прозрачная лапша сделанная из крахмала, мясо, овощи. Порция огромная. Но это только закуска. Потом дают основную еду. Лагман. Лагман - это не макароны с мясом, как мы привыкли. Лагман - это значительно сложнее и занимает с пяток тарелок. Во-первых, мясо. Готовят его прямо при тебе на открытом огне. Обжаривают на сковородке, но так, чтоб край всегда загорался при перемешивании. Получается офигенно вкусно. И мяса этого выносится четыре блюда, разумеется везде разное. С овощами, с грибами, такое, секое, даже не вспомнить. Отдельно дается лапша. Это не макароны, а именно самодельная лапша. Ты кладешь свежайшей лапши и сверху накладываешь нужный вид мяса. Вкусно очень, сожрать можно пол ведра. В дополнение к лагману дается еще два-три горячих блюда. Шашлык из баранины, как у нас говорят на шпажках. Куринные окорочка, это не ножки буша, а специально пожаренная и потущенная курица. Сладкие манты с орехами и курдючным жиром. Под конец все пьют чай и закусывают фруктами. Вкусно всё! Даже яблоки и те обладают совсем другим вкусом. Жрешь, не оторваться. После этого, все наши продукты, выращенные на приусадебных участках в Ленинградской области, выглядят, несколько, пресно.
После обеда поехали в горы около Бишкека. Поднялись на кладбище альпинистов. В горах, совершенно не охраняемое кладбище. У входа стоит железный ящик, в нем лежит журнал, можно оставить запись. Рядом лежат какие-то вещи - ножик, мелкие деньги, фотографии, бутылка водки. Никто ничего не похищает, не ворует.
Следующий день был самый важный - выезд на Иссык-Куль, конечная цель путешествия. Решили на мотоциклах не ехать. Сашин родственник Михаил вызвался отвезти нас на своем микроавтобусе. Поехали по северному берегу. Двести километров до озера ехали мимо киргизских селений. Кончается Бишкек и сразу начинаются средние века. Дети на осликах, стада лошадей, овец, яков. Дома из кизяка, юрты.
Иссык-Куль очень красив. Озеро окружено кольцом гор. Огромные снежные вершины и идеально голубая гладь воды. Песчаный пляж до горизонта и ни единого человека. Оказывается, туристический сезон начинатеся с первого июля. Хотя на улице жара, вода холодная. В озеро стекают десятки горных речек, вода в которых берется от таяния ледников, а из озера не вытекает ни одна река. Вода только испаряется и уходит в горы. Поэтому уровень воды все время меняется, озеро от года к году может подниматься и опускаться.
Пансионаты вокруг озера, кстати, выглядят очень евротично. Некоторые просто шикарные. При этом цены смешные, нам говорили, что можно получить номер с питанием за 12 долларов в сутки.
После озера решили прокатиться по горам. Отъехали от трассы километров на сто. Увидели как действительно живут киргизы в горах.
На следующий день у нас кончались третьи сутки пребывания и нам надо было покидать Киргизию. Решили выспаться получше и доехать только до Алма-Аты. Это всего 250 километров. Приехать днём, посмотреть город, может быть прокатиться на Медео. Такие были планы. Только стартовали из Бишкека начался дождь. Температура с +30 мгновенно опустилась до +10, как такое может быть!
Перевал не очень высокий и длинной всего семьдесят километров. Но ехали мы его целый день! Там нет дороги, асфальтовую только делают, есть дорога грунтовая. А земля там, что-то среднее между глиной и черноземом. Представте это в размокшем виде и перемешанное с гравием. Для мотоцикла это пиздец. Спуски и подъемы достаточно крутые. За спуском сразу идет поворот. Перед ним насыпана куча песка, если фура на спуске срывается с тормозов, то она влетает в эту кучу песка. Машин очень мало, но пару аварий видели.
http://alekcei.livejournal.com/36364.html#cutid1
http://alekcei.livejournal.com/36755.html#cutid1
http://alekcei.livejournal.com/36889.html#cutid1
http://alekcei.livejournal.com/37287.html#cutid1