Kot_Matraskin пишет:
Во-первых, отвечал я не вам, а автору темы и я не помню, чтобы она высказала недовольство относительно моего ответа...
Вы уж извините, надо было на КОМ-то сорваться
.
Обожаю обсуждать книги, да, мне было мало...
Kot_Matraskin пишет:
Насчёт метафоры жизни - сдаётся мне, вы путаете "шахматную новеллу" с "защитой Лужкова"...
Касательно же истребления интеллигенции - это был всего один, один из самых безобидных примеров допросов того времени... Я бы не стал называть этот процесс "истреблением"...
...
Ничего я не путаю. Просто если понимать/воспринять произведение не на буквальном уровне, а на метафорическом (это всётаки "новелла"!, типа "басня", если уж так хотите), то игра "шахматы" - это жизнь, как бы модель жизни. Всё происходит в каких то рамках, в них человек в принципе волен делать, что ему хочетса, но должен придерживатьса правилам "игры". Каждый ход - предпосылка следующих событий, и получаетса, что человек сам решает свою жизнь, но в тоже время она зависит от его же поступков и ошибок, сделаных в прошлом. Чепочка...
Истребление интеллигенции:
Естественно, описываетса один из самых безобидных примеров, но в этом вся прелесть произведения. Описаний страстей-мардастей навалом в исторических книгах/романах итд., а тут - опять же - всё осматриваетса на более возвышенном, даже филосовском уровне. Мирко (или как его там звали) - воплощение интеллигентной машины, у него заученныe шаги/"формулы", он не способен мыслить...Он нём постаянно говоритьса, что он "beschränkt in seiner Sichtweise", "blind", es mangelt ihm an "imaginativer Kraft" usw.
А Ich-Erzähler наоборот обладает именно внутренней интелигенцией, о нём говорят, что он воплощение "kreativer Imagination", тоесть, он "живой" человек, способен ДУмаТь/мыслить.
И новелла показывает, что именно этих людей, тоесть den humanen Geist, нацысты пытались истребить, чтобы подченить себе оставшихся "идиотов", которые выполняют заученные формулы, не критикуя их...