Судовой журнал
  Гитарная Мастерская.
  Кое что из Истории.

Боцманы:  Braiton

Форум клана открыт для общественности

 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Старые сначала  Тема: Кое что из Истории.
Braiton
м@стер




Первым будет Лэс Пол.....
----------------------
Strange News From Anothen Star
Пробуждая во мне скрытые силы, МУЗЫ разными путями ведут меня к гармонии и внутреннему порядку.
18 Мая 2005 22:59      
Braiton
м@стер




Les Paul


Что общего у цельнокорпусной электрогитары, восьмидорожечного магнитофона и техникой "овердаба"?

Просто было время, когда ни того, ни другого, ни третьего ещё не существовало. Кто-то должен был всё это придумать. И таким человеком стал Лес Пол.

Пионер и конструктор электрогитар, изобретатель многодорожечной записи и первых устройств электронных эффектов, Лес Пол к тому же прославился как блестящий джазовый гитарист. Среди музыкантов, признававших его влияние на своё творчество, - Джордж Бенсон, Эл ДиМеола, Стэнли Джордан, Пэт Мартино и Бакки Пиццарелли.

Изобретатель и музыкант, композитор и инженер, Лестер Уильямс Полфус родился 9 июня 1915 года в маленьком городке Уокеша, штат Висконсин. Свой первый радиоприёмник он собрал в девятилетнем возрасте и тогда же научился играть на гитаре.

Легенда приписывает Лесу Полу изобретение первого гитарного звукоснимателя - что ж, это почти правда. Чтобы заставить свою гитару играть громче, мальчишка Лестер привязывал под струны агрегат, собранный из старых индуктивных катушек. Эту адскую машину, звуку которой позавидовали бы все будущие трэш-металлисты мира, долго потом вспоминали жители городка Уокеши...

Жизнь профессионального гитариста Леса Пола началась, когда ему было всего 13. В клубах Висконсина он играл музыку кантри, а хотелось чего-то большего... Окончив школу, Лес переехал в Нью-Йорк и стал джазовым музыкантом. Поначалу в его игре слышалось сильное влияние Джанго Рейнхардта, но со временем Пол выработал собственный стиль. В 21 год он уже руководил собственным трио, но музыке не дано было совсем победить его страсть к технике. Истошный рёв той, самой первой детской электрогитары, навсегда запал ему в душу, предопределив всю его дальнейшую судьбу.

Есть специальное слово, которым американцы называют то, чем с молодых лет и до седин занимался Лес Пол. Это слово refining. Ему нет аналога в русском языке, а его смысл - "делать всё краше и краше". Всю жизнь Лес Пол возился над тем, чтобы его гитары и его записи звучали всё лучше и лучше.

В 41-м году он собрал свою первую гитару из цельного корпуса, но доведение инструмента до ума заняло несколько лет. А тут ещё была война, и Лестера призвали в армию. Правда, со службой ему повезло - он попал на Радио Вооружённых Сил, а после демобилизации устроился на радиостанцию NBC в Лос Анжелесе. В свободное от работы время Лес Пол выступал в клубах с собственной группой, равно легко играя и кантри, и джаз. Но бесконечные эксперименты со звучанием электрогитары и с технологией звукозаписи уже стали главной страстью его жизни.

В 1946 году, в своей домашней "студии", революционным методом шестидорожечного наложения ("овердаба"), на гитаре собственного изобретения Лес Пол записал свою первую пластинку. Компания "Capitol" выпустила сингл, обе песни с которого - "Lover" и "Brazil" - стали хитами. Звук гитары Леса Пола был быстрым, глубоким и как бы "многослойным", непохожим ни на что другое, что было до него.

Многодорожечная запись ("мультитрэкинг" или "овердаб") и электрогитара с цельным корпусом - это ещё не все изобретения, сделанные Лесом Полом в те годы. Кому из музыкантов или звукорежиссёров не знакомы термины "close mixing" или "echo delay"? И это придумал Лес Пол.

Его музыкальная карьера чуть было не закончилась в 48-м году, когда, попав в аварию, он сломал себе правую руку и локоть. Но не тут-то было. Больше всего досталось хирургам, лечившим Леса Пола. С методичностью дотошного инженера он учил их подвязывать сломанную руку под таким углом, который позволял бы ему брать гитару и играть на ней!

В 1949 году Лес Пол женился. Со своей избранницей - певицей Мери Форд (настоящее имя - Коллин Саммерс) они записали несколько песен, ставших настоящими хитами пятидесятых годов - "Vaya con Dios", "The World is Waiting for the Sunrise" и "Mockin' Bird Hill". А удивительная версия песни "How High the Moon" из альбома 52-го года "The Hit Makers!" теперь считается классической версией этого джазового стандарта. Вообще, пластинки Леса Пола начала 50-х годов стали примером его потрясающей способности создавать суперхиты практически из ничего - только из его гитары и знойного голоса Мэри Форд. При их записи Лес Пол вновь использовал "овердаб", накладывая друг на друга партии своей гитары и вокал Мери. Многочисленными наложениями он добивался нового звучания - яркого, кипящего, и как бы неземного. Его слух был устремлён в будущее. Вообще, Пол был дотошный перфекционист. Пластинки, записанные им в начале пятидесятых, звучат лучше, чем почти всё, что было сделано в те годы на самых дорогих студиях звукозаписи.

А между тем, всё записывалось в домашней студии, на восьмидорожечном магнитофоне, который Лес Пол сам разработал и собрал. Пол не знал нот, зато имел великолепный слух и врождённое чувство структуры. Все аранжировки - от начала до конца - он придумывал в голове и держал там до тех пор, пока последняя из партий не оказывалась записанной на диск или плёнку магнитофона. Здесь стоит заметить, что магнитофоны появились в Америке лишь в начале 50-х, и в первые годы своих экспериментов с техникой "овердаба" Полу приходилось записывать каждую инструментальную партию на отдельный диск! А изобретённый Полом восьмидорожечный магнитофон был запущен в производство компанией Ampex только в 1952-м году.


Ещё более важным событием 52-го года (если не самым важным с точки зрения будущего рок-музыки) стало начало промышленной сборки изобретённой Лесом Полом гитары c цельным корпусом ("доски"). За её производство и маркетинг взялась компания "Gibson", а гитара получила имя своего создателя - "Les Paul". Однако создатель не собирался почивать на лаврах. Процесс усовершенствований и доработок (например, в области низкоомной нагрузки) продолжался непрерывно ещё не один десяток лет. На гитарах "Les Paul" играли (и по сей день играют) Джефф Бек, Эрик Клэптон, Джимми Пейдж - всех не перечислить.

В 63-м году Лес Пол развёлся с женой и после этого практически перестал заниматься звукозаписью, целиком сосредоточившись на своих гитарах. Исключением стали сольный альбом "Les Paul Now" (196 с инструментальными римэйками его ранних хитов и дуэт с Четом Аткинсом "Chester & Lester" (премия Грэмми, 1977) - великолепный импровизационный альбом, записанный почти "живьём", то есть с минимумом фирменных лесполовских "овердабов".

В 1984 году в Нью-Йорке, на пороге своего семидесятилетия, Лес Пол вновь собрал трио и выступал с ним в джазовых клубах. Впрочем, концерты Пола ещё раньше стали превращаться в "специальные события". Его имя хоть и стало "культовым", но в сознании новых поколений ассоциировалось только с надписями на электрогитарах, из-за чего Пола и приглашали от случая к случаю "свадебным генералом" на разные музыкальные конкурсы, благотворительные шоу и прочие торжественные мероприятия.

Сейчас Лесу Полу 83 года. Всю жизнь он производил впечатление обыкновенного инженера, в своих неизменных джинсах и клетчатой рубашке так не похожего на завсегдатая "торжественных мероприятий". И он по-прежнему удовлетворяет своё изобретательское любопытство в подвальной мастерской собственного дома, где-то в маленьком городе в Нью-Джерси.

Дискография (по All Music Guide):

сольные альбомы:

1944 Feedback (Circle)
1946 Les Paul Trio (Glendale)
1947 Les Paul Trio (LaserLight)
1949 Hawaiian Paradise (Decca)
1950 New Sound, Vol.1 (Capitol)
1950 The Hit Makers! (Capitol)
1951 New Sound, Vol.2 (Capitol)
1952 Galloping Guitars (Decca)
1952 Bye Bye Blues (Capitol)
1955 Les and Mary (Capitol)
1957 Time to Dream (Capitol)
1959 Lover's Luau (CBS)
1960 The Hits of Les and Mary (Capitol)
1962 Warm and Wonderful (CBS)
1962 Bouquet of Roses (CBS)
1963 Swingin' South (CBS)
1965 Fabulous Les Paul & Mary Ford (Harmony)
1968 Les Paul Now (London)
196? Lover (Capitol)
196? Guitar Tapestry (Project 3)
1977 Chester and Lester (RCA)
компиляции:

1971 The Guitar Artistry of Les Paul (One Way)
1974 The World Is Waiting for the Sunrise (Capitol)
1978 Guitar Monsters (RCA)
1978 Les Paul & Mary Ford (MFP)
1979 Multi Tracking (London)
1984 Tiger Rag (Pickwick)
Early Les Paul (Capitol)
Jazz Collector Edition (Laserlight)
The World Is Waiting (Laserlight)
прочие компиляции:

1936 The Complete Decca Trios -- Plus (1936-1947) (MCA)
1948 Their All-Time Greatest Hits (Murray Hill)
1948 The Legend and the Legacy (Capitol)
1958 16 Most Requested Songs (Columbia)
1974 The Very Best of Les Paul & Mary Ford... (Capitol)
1983 All Time Greatest Hits (EMI)
1983 The Very Best of Les Paul & Mary Ford [MFP] (MFP)
1992 The Best of the Capitol Masters: Selections... (Capitol)
1992 All-Time Greatest Hits (CEMA)
1994 Greatest Hits (Pair)
1996 Radio Picks (Demand Perform)
1997 Love Songs by Les Paul & Mary Ford (Ranwood)
1998 Hummingbird/How High the Moon (Touch of Class)
1998 A Class Act (Sony)
1998 Bye Bye Blues/Time to Dream (See For Miles)
Greatest Hits (CEMA)
More Great Hits (CEMA)
The Best of the Capitol Masters (Capitol)
альбомы, в записи которых принимал участие Лес Пол:

1931 Crosby, Bing Bing! - His Legendary Years
1944 Jazz at the Philharmonic - First Concert
1944 Rare V-Discs, Vol. 3: T Rare V-Discs, Vol. 3
1945 Sunset Swing - Sunset Swing
1970 Martino, Pat - Desperado
1976 Smith, Patti - Radio Ethiopia
1977 Bushkin, Joe - Road to Oslo & Play It Again Joe (producer)
1978 Smith, Patti - Easter
1978 Dardanelle - Colors of My Life (engineer)
1979 DiMeola, Al - Splendido Hotel
1985 Buskin, Joe - Play It Again Joe (producer)
1987 Erteguns' New York Caba - Erteguns' New York Cabaret (producer)
1988 Arrow - Knock Dem Dead
1989 Arrow - O'la Soca
1990 Arrow - Soca Dance Party
1990 All-Time Great Instrume - All-Time Great Instrumental Hits
1992 American Cafe Orchestra - Egyptian Dominoes
1994 We'll Meet Again: The L - We'll Meet Again: The Love Songs of
1995 Capitol Sings Frank Loe - Capitol Sings Frank Loesser: I Hear
1995 Jazz at the Philharmonic - Beginning
1996 Best of AFRS Jubilee, V Best of AFRS Jubilee, Vol. 1
1996 Martino, Pat - All Sides Now
1997 Ingle, Red - Tim-Tayshum
1997 Battle of the Saxes - Battle of the Saxes
1998 Starr, Kay - I've Got to Sing 1944-1948
Great Records of the De - Great Records of the Decade: 50's
Legends of Guitar: Coun - Legends of Guitar: Country, Vol. 2
Михаил Галич, mgalitch@guitar.ru
----------------------
Strange News From Anothen Star
Пробуждая во мне скрытые силы, МУЗЫ разными путями ведут меня к гармонии и внутреннему порядку.
18 Мая 2005 23:02      
Kot_Matraskin
ДимаГог




Интересный раздел...
----------------------
Always look on the bright side of life...

Общество гитаристов и гитаристок
Гитарная Мастерская
21 Мая 2005 10:55      
arKra
MuSic man




Пасиба огромное, а естъ ли такея книга?
----------------------
-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
Жизнь полна упущенных возможностей. (c)
я не ем, я пью!
Индигриенты!!!
-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
всех убью - один останусь !
и что я , один , делать-то буду ?
21 Мая 2005 13:54      
Braiton
м@стер




arKra пишет:
Пасиба огромное, а естъ ли такея книга?

возможно и есть) но я пока не встречал
----------------------
Strange News From Anothen Star
Пробуждая во мне скрытые силы, МУЗЫ разными путями ведут меня к гармонии и внутреннему порядку.
21 Мая 2005 17:15      
Braiton
м@стер




Курт Кобейн
Джефф Гилберт


--------------------------------------------------------------------------------
(c) 1988 by "Guitar World".
This article has been reproduced on "Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or in part without written permission of the publisher is strictly forbidden. The original English version of this article is available from "Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/). For more information, please contact GWedit@aol.com
--------------------------------------------------------------------------------



Это интервью пришлось как раз на время выхода альбома "Nevermind" (конец осени 1991-го), сходу взлетевшего на вершины всех мыслимых и немыслимых хит-парадов. Согласитесь, удивительно, что неизвестная "припанкованная" команда из Сиэтла смогла запросто "убрать" "Guns N`Rosses".

"Мы постоянно тормозим, - говорит Курт Кобейн, гитарист, вокалист и главный поэт-песенник "Nirvana". - Играем хлестско, а настраивать быстро гитары так и не научились. Все это замечают".

"Nevermind" - дебют сиэттловского трио на крупном лейбле - произвел эффект разорвавшейся бомбы. С одним-единственным синглом "Smells Like A Teen Spirit" он за какие-то пять недель стал "золотым", "сделав" по всем статьям "ганзэндроузевский" "Иллюжн". Популярность группы, разрастающаяся, как снежный ком и уже "платиновый" статус их дебютного альбома говорит о том, что мы имеем дело не просто с грязными рифами, расстроенными гитарами и хулиганскими лирическими закидонами, которыми так гордится Кобейн.

"Мы звучим, как "Bay City Rollers", изнасилованные "Black Sabbath", - продолжает гитарист. - И (сплевывает сквозь зубы) на сцене мы блюем лучше всех!"

Точка отсчета музыкальной карьеры "Nirvana" - альбом "Bleach" образца 1989 года (выпущен на фирме "Sub Pop"), представляющий собой ядреную смесь из расстроенного "металла", пьяного "панка" и поп-музыки семидесятых. Примечательно, что запись сделали за 3 дня при бюджете $600. "Nevermind" (обошелся явно дороже) является фирменным знаком "Нирваны", шедевром современного панка, из которого фонтанируют рваные гитарные рифы, непричесанная лирика и подростковая дурь, которой бы с лихвой хватило на десять "Kiss".

Guitar World: На "MTV" думают, что вы - "металлическая" группа.

Kurt Cobain: Флаг им в руки! Нет, не подумайте, что я имею что-то против "Headbanger`s Ball". Но странно, когда нас показывают в этой программе.

GW: Кирк Хаммет (Kirk Hammett) - большой поклонник "Nirvana".

KC: Приятно это слышать. Буквально недавно мы познакомились. Кирк произвел впечатление хорошего парня. Мы много говорили: о "Sub Pop"-сцене, "хэви-металле" и гитарах. GW: Кстати, о гитарах... Вы, кажется, предпочитаете недорогие модели?

KC: Я их не "предпочитаю", а всего лишь могу себе позволить (смеется). Я - левша и найти подходящий инструмент для меня весьма проблематично. Из всех гитар "Fender Mustang" - мой фаворит. У меня есть два инструмента этой модели.

GW: И что вас так привлекло?

KC: Они дешевые и абсолютно "деревянные". Звучат, как дерьмо. И маленькие. А кроме того, хорошо держат строй. Чтобы опустить или поднять струны, надо не единожды крутить болты на "машинке". Кто бы ни изобрел этот инструмент, он - придурок.

GW: Это был Лео Фендер.

KC: После таких слов люди из "Фендера" вряд ли захотят иметь со мной дело (смеется)! Как-то "Gibson" предложил сотрудничество, но я у них никак не могу выбрать подходящий инструмент.

GW: "Mustang" - это Ваша единственная гитара?

KC: Нет. Есть еще "Jaguar" 1966-го года. С этой гитары я пылинки сдуваю и не позволяю никому прикоснуться к ней, когда прыгаю в толпу. В последнне время на концертах я использую "Strat". Не хочу окончательно доконать свой "Mustang". Мне больше нравятся японские "Страты". Они дешевле "американцев" и лады у них тоньше.

GW: Акустическая гитара на "Polly" звучит как-то плоско...

KC: Да, это 20-долларовая "Stella", купленная в комиссионке. Я даже не менял струны (смеется).

GW: По Вашей манере звукоизвлечения можно предположить, что Вы используете сверхпрочные струны.

KC: Так оно и есть. Я продолжаю громить усилители на сцене. И, как бы там ни было, считаю, что лучшее, что можно найти - в комиссионках.

GW: Какой агрегат стал Вашей последней жертвой?

KC: "Crown Power Amp". В качестве предусилителя я использую "Mesa/Boogie". Динамики - "Radio Shack".

GW: Насколько себя оправдывает этот комплект? Непохоже, что он протянет долго, учитывая, что Вы вытворяете на сцене.

KC: Работает он удовлетворительно. В каждом клубе, где мы выступали, - новый звук. Но я никогда не был доволен. Думаю, что основа моего звучания - "дисторшн" "Roland EF-1". Он со мной побывал в 5 гастрольных турах.

GW: Используете ли Вы "машинку"?

KC: Нет. Все, кто имеет какое-либо отношение к гитаре, знают, что Джимми Хендрикс - единственный, кто умел управляться с этой штуковиной. На моем "японце" есть vibrato, но его не использую.

GW: Ваш первый альбом "Bleach" был записан за какие-то $600. Интересно, в какую копеечку вылился "Nevermind"?

KC: Не помню (смеется). И, пожалуйста, не спрашивайте сколько стоит наше видео. В этой бухгалтерии я все равно ни хрена не волоку.

Искать и разбивать...

Он играл на них. Громил их на сцене. И снова восстанавливал. Проведем краткий обзор коллекции инструментов Курта Кобейна.

... Тяжела и неказиста жизнь левши и гитариста. Даже успешного. Просто-напросто не выпускают в достаточном количестве "левосторонних" инструментов. Не надо обладать богатой фантазией, чтобы представить, каково пришлось Курту Кобейну; ведь сценический вандализм имел для него большое значение. Однако после феноменального успеха альбома "Nevermind" появились гитарные мастера, которые изъявили желание сотрудничать с Куртом Кобейном. Зовут их Дэнни Феррингтон (Danny Ferrington) и Ларри Эл Брукс (Larry L. Brooks). Последний представляет небольшую мастерскую, вывпускающую свою продукцию под лейблом "Fender".

С Феррингтоном Кобейна познакомил гитарный техник Ричард Томпсон (Richard Thompson), который был приятелем роади "Nirvana" Ника Клоуса (Nick Close). Клоуса доконали поиски "левосторонних" грифов взамен тем, что Кобейн принес в жертву.

- Поговори с Феррингтоном, - посоветовали ему. Так он и сделал.

В то время Феррингтон собирался издать книгу о гитарах, которые он сделал на заказ таким людям, как Пит Тауншед (Pete Townshend), Рай Кудер (Ry Cooder), Дэйвид Линдли (David Lindley), Элвис Костелло (Elvis Costello), Генри Кайзер (Henry Kaiser), Альберт Ли (Albert Lee) и Дэйвид Идальго (David Hidalgo).

- Мне бы хотелось сделать инструмент и Кобейну. И пусть эта история будет в моей книге, - сказал он. Кобейну идея пришлась по душе.

- Как-то "Nirvana" выступала на "Saturday Night Live", и Кобейн отозвал меня закулисы, - рассказывает Феррингтон. - Мы долго беседовали. Выяснилось, что ему очень нравится "Fender Mustang". Но огромный недостаток этой гитары - она плохо держит строй. "А почему бы его не устранить?" - сказал Кобейн, и я выслушал все его пожелания. Потом группа поехала в Австралию, откуда Курт по факсу прислал рисунок гитары, той, что ему хотелось. Плюс собственные пожелания, замечания... Инструмент работы Феррингтона напоминает "Fender Mustang", но с машинкой tune-o-matid, как у "Gibson" и тремя звукоснимателями "Bartolini". У нижнего порожка - "хамбакер"; "миддл" и "нэк" - "синглы". Средний датчик расположен наискосок.

- На "бриджевом" датчике, - поясняет далее Феррингтон, - есть возможность отключить одну катушку. Курту хотелось, чтобы было как можно больше вариаций по переключению звукоснимателей...

Переключение катушек заднего датчика осуществляется небольшим тумблером, расположенным чуть выше потенциометров - тоновый "завес" и громкость. Кроме того, есть 5-позиционный переключатель "стратовского" типа. Корпус - американская липа, гриф - кленовый с накладкой из палисандра. По желанию заказчика, цвет - "baby blue", черепаховая фальшьпанель и позиционные маркеры на грифе в виде сердечек.

- Курт хотел, чтобы стояли самые толстые струны, - вспоминает Феррингтон. - Вроде того, что басовая Е - .058. Как известно, "Mustang" - инструмент с короткой мензурой, и "крупнокалиберные" струны - самое то. Думаю, что короткая мензура плюс толстые струны - вот ключ к фирменному звучанию Кобейна...

Когда инструмент был готов, лидер "Nirvana" и его пассия Кортни Лав (Courtney Love) пришли за ним к Феррингтону.

- Они были самой невероятной парой, которую я когда-либо видел, - с улыбкой вспоминает мастер. - Она - настоящая красавица, он - очень вежливый, спокойный. Знаете, а ведь он действительно был очень талантливым малым. Кобейн взял гитару и начал что-то наигрывать. У него были очень красивые руки с длинными пальцами. Кортни спросила: "Дорогой, и эту красоту ты разобъешь на сцене?" На что последовал ответ: "Ну, нет. Это будет мой студийный инструмент"...

- Я всегда внимательно прислушывался к пожеланиям Курта Кобейна, - говорит директор отдела по связям с артистами Марк Виттенберг (Mark Wittenberg). - Много раз Курт высказывал свои мысли по поводу того или иного инструмента. Его любимой гитарой была модель "Mustang", но кое-что нравилось и у "Jaguar". Как-то Виттенберг вместе с мастером Ларри Эл Бруксом отправились к Кобейну и Лав в Голливуд, чтобы обсудить некоторые детали. Как и Ферриннгтон, представители "Fender" остались под большим впечатлением от общения с лидером "Нирваны".

- Говорил он неторопливо, обращался ко всем на "Вы", - вспоминает Брукс. - Приехав, мы подняли его из постели (предудыщей ночью "Нирвана" давала концерт). Кобейн казался утомленным. Но как только мы заговорили о гитарах, от его усталости не осталось и следа. С ним было очень легко работать. Он знал чего хотел и в то же время был способен доходчиво объяснить свои идеи. "Вы - мастер, и Вам - лучше знать, как добиться того, чего я хочу", - сказал он. Очень открытый человек." Чтобы наглядно продемонстрировать свои пожелания, Курт взял "поляроидные" фото "Мустанга" и "Ягуара", разрезал их пополам и склеил таким образом, что верх получился "мустанговский", а низ -"ягуаровский". Этому гибриду дали имя "Jagstang" ("Ягуаромустанг").

По возвращению Брукс увеличил картинку, обрисовал ее на кальке, вырезал контуры корпуса и результат отослал Кобейну. Тот внес кое-какие поправки касательно баланса деки. "Требуется достаточно времени, чтобы сделать инструмент под того или иного артиста". - говорит Брукс. В качестве материала для деки использована ольха. 24-ладовый гриф имеет палисандровую накладку и лады vintage. По просьбе Кобейна, вся фурнитура - японская от "Mustang" (этот инструмент до сих производят в стране восходящего солнца). По совету гитарного техника "Нирваны", Эрни Бэйли (Earnie Bailey), "машинку" впоследствии заменли на tune-o-matic. У грифа установили "сингл" "Fender Texas Special", который изначально был придуман, как "бриджевый" датчик для именной модели Stevie Ray Vaughan. В качестве "порожкового" использован "DiMarzio H-3 Humbucker". "The Texas Special" "теплее" большинства "синглов", - поясняет Брукс. - В комбинации с "хамбакером" у нижнего порожка получается потрясающий результат".

- Курту захотелось две гитары, - гворит Марк Витттенберг. - Одну - цвета "Solid Blue", другую "Fiesta Red". С первым инструментом он отправился в гастрольную поездку 1993-го года. И, не успели мы закончить работу над вторым, как получили известие о смерти Курта Кобейна".

"Fiesta Red" отправлена в музей фирмы "Fender". А тем временем, саму модель "Jagstang" поставили на поток. Теперь она доступна для широкой публики.

перевод Андрея Гончарова,
----------------------
Strange News From Anothen Star
Пробуждая во мне скрытые силы, МУЗЫ разными путями ведут меня к гармонии и внутреннему порядку.
24 Мая 2005 07:04      
Braiton
м@стер




Ричи Блэкмор: обратно в "Rainbow"

--------------------------------------------------------------------------------

Вам не надоело читать о личных раскладах между участниками легендарной рок-группы "Deep Purple"? Или, к примеру, о взрывном темпераменте гитариста Ричи Блэкмора? В самом деле, такого добра более чем предостаточно найдется на страницах всевозможных малохольных "рок-журналов". Таковы, увы, законы бульварного жанра.

В настоящий момент легендарный "стратокастеровец" снова в строю с новым составом "Ritchie Blackmore's Rainbow", хард-роковым проектом, который был собран музыкантом после ухода из "Deep Purple" в середине 1970-х. Воссоединение "Deep Purple" в начале 80-х носило непродолжительный характер. Уже в начале 90-х Blackmore снова объявляет об уходе. Причины, по большому счету, те же, что и два десятка лет назад... Впрочем, давайте без лишних подробностей, о'кей ?

Эта беседа состоялась в тот момент, когда мировой тур "Rainbow" в поддержку "Stranger In Us All" ("Fuel Records") был отыгран наполовину. С первой минуты нашего разговора Ричи Блэкмор разрушил сложившееся о нем мнение со времен, когда "Deep Purple" прорвались на рок-олимп с тяжелым кавером на песню Billy Joe Royal "Hush". В действительности он оказался вежливым человеком и приятным собеседником.

Vintage Guitar: На обложке альбома "Stranger In Us" имеется такое посвящение: "Спасибо всем... в том числе, отцу, купившему мне первую гитару, с которой все началось?". Что это была за гитара - модель и фирма-производитель?

Ричи Блэкмор: Мне было 11 лет, когда я уговорил отца купить гитару. Тогда по радио звучал Элвис Пресли и другие, и мне хотелось быть, как Скотти Мур. Отец купил акустику "Framus" в местном музыкальном магазине. Тогда она стоила 7 гиней, что эквивалентно 20 долларам. Бешенные деньги по тем временам! Помню как он сказал: "Если ты не научишься играть на этой штуковине, то я разобью ее у тебя на голове".

Кроме того, мне очень нравился Томми Стил, который на тот момент пользовался бешенной популярностью в Англии. Я хотел играть, как он. Я не пропускал ни одного шоу с его участием. Шоу называлось "Six-Five Special" (в Америке было тоже нечто подобное. Называлась передача "Shindig"). Каждый раз я смотрел "Six-Five Special" и пытался бряцать на гитаре, хотя и не знал аккордов. Мне тогда казалось, что смотрится это сногсшибательно (смеется).

Мне посчастливилось, так как ходить заниматься я начал с самого начала. К учителю ездил на велосипеде за шесть миль. В одной руке у меня была гитара, другой я управлял велосипедом. Это было отличное время !

Vintage Guitar: Ну, и, наверное, Вы слушали "Radio Luxembourg" ?

Ричи Блэкмор: А как же! Вспоминаю об этом, как об одном из лучших моментов моей жизни. Программы транслировались с 8-ми до 10-ти вечера. После 10 приходилось делать приемник тише, так как отец думал, что я уже сплю! "Radio Luxembourg" в то время было практически единственным источником информации. Они ставили Buddy Holly и Duane Eddy, которые были также моими кумирами. Группа, в которой я начал играть подростком, переигрывала их песни.

Vintage Guitar: С какой гитарой вы пришли в группу ?

Ричи Блэкмор: На день рождения я купил себе звукосниматель. Сам установил его на "Framus", сам припаял ручку громкости и тембра. Одно время на этой гитаре было даже три датчика. Но потом, когда мне исполнилось 15 или 16, появился "Hofner Club 50" и усилитель "Watkins Dominator". Тогда мы выступали раз в неделю (не больше), и каждый раз, как я его включал, что-то постоянно ломалось. На первом или втором номере! Приходилось играть через чужой аппарат. Ближайшая мастерская - в Лондоне. Не ближний свет. Чтобы поменять одну-единственную лампу, усилитель в 30 фунтов приходилось тащить на себе. Однажды мне посоветовали: "Да, возьми ты другой аппарат". И что вы думаете? Только начали играть - опять что-то полетело!

Vintage Guitar: И как часто такое случалось?

Ричи Блэкмор: Шесть раз. В конце концов, лондонские умельцы сдались и попросили прийти к ним с гитарой и усилителем и что-нибудь сыграть. И как только я включил усилок в их мастерской - бац! Опять что-то сломалось! В итоги мне дали новый агрегат, который, впрочем, тоже прослужил недолго: месяц или два. По-моему, эта модель не была рассчитана, чтобы играть на полной громкости.

Vintage Guitar: Говорят, что на "Club 50" стояли совсем слабые датчики. Так ли это?

Ричи Блэкмор: И да, и нет. Эти гитары выглядели просто потрясающе, а дерево - так просто фантастика! Когда мне исполнилось 17, я купил "Gibson ES-335". По-моему, это была модель 59-го года. Сейчас, говорят, коллекционная ценность.

Vintage Guitar: Верно ли следующее утверждение: первый успех пришел к вам в составе "Nero & the Gladiators"?

Ричи Блэкмор: Я никогда не играл в "Nero & the Gladiators", как они теперь об этом рассказывают. Одной из моих первых групп была "Screaming Lord Sutch and the Savages". Да, мне действительно нравилось, как "Nero & the Gladiators" исполняют чужие песни. Они тогда были моими кумирами.

Vintage Guitar: Давайте поговорим об альбоме "Shades of Deep Purple", где есть пара интересных кавер-версий. В частности, "Hush" и парочка "битловских" мелодий. Было ли это влиянием "Nero & the Gladiators"?

Ричи Блэкмор: Все, в общем, достаточно прозаично: у нас на тот момент не было достаточно собственных композиций. Еще в Германии я услышал "Hush" Billy Joe Royal. Это была шикарная вещь. Я подумал, что неплохо бы ее переиграть в собственной обработке.

Vintage Guitar: А как насчет "Vanilla Fudge", которые одновременно с вами выпустили кавер на ту же песню?

Ричи Блэкмор: Мы, конечно же, слышали о них. Но после того, как "Vanilla Fudge" записала 8-минутную версию, слизанную нота в ноту у нас, перестали их уважать. Это было году в 68-м.

Vintage Guitar: Какой комплект оборудования использовался на "Shades of Deep Purple"?

Ричи Блэкмор: Моя 335-я и 200-ваттный усилитель "Marshall". И кроме того, английский fuzzbox плюс "квакушка" "Vox", которой пользуюсь и по сей день.

Vintage Guitar: Мне показалось, что на "Hush" гитара звучит как-то преувеличено. Прописывали дабл-трэком?

Ричи Блэкмор: Хотите верьте, хотите нет, но эту песню записали со второго дубля. А запись всего альбома заняла 48 часов. Практически все песни были записаны со второго раза. Работать под давлением иногда бывает даже очень полезно. Ты не можешь позволить себе расслабиться, мол, студийного времени еще валом, и можно все еще сто раз переписать. Но иногда такое давление противопоказано. Ты пишешься через силу, теряются многие моменты спонтанности. Единственный незапланированный момент на "Hush" - это feedback. У меня есть одна дурацкая привычка - щелкать во время игры переключателем звукоснимателей. Как тот дерганный кролик. Если играю какую-нибудь синкопированную фразу, то и переключателем синкопирую. Не знал, как это смотрится со стороны, пока кто-то мне сказал об этом. И все-таки мне нравится, когда одна и та же фраза звучит каждый раз с новым звуком.

Vintage Guitar: Расскажите, на чем вы играли в первом составе "Deep Purple".

Ричи Блэкмор: Я пришел с 335-й и "Vox AC-30", который был полностью переделан Marshall`ом. Оригинальные комбики фирмы мне абсолютно не нравились. Мне кажется, что тогда я всех заколебал на маршалловском заводе. Прихожу - и каждый раз играю на полную катушку. Офис Джима Маршалла тогда находился чуть ли не в самом начале улицы. И вот встречаю как-то хозяина фирмы, а он мне и говорит: "Ричи, не иначе ты вчера к нам на огонек захаживал? Слышал, слышал (смеется)...". В конце концов, сделали такой усилитель, который устраивал меня на все сто. У него больше, чем обычно, концертной мощности и "мяса".

Vintage Guitar: Как вы перешли на "Stratocaster"?

Ричи Блэкмор: По-моему, это было в 71-м. Гриф служившего мне верой и правдой "Gibson`а" отработал свое. Замену ему было найти весьма и весьма проблематично. Так я взял в руки "Fender". Поначалу приходилось нелегко. Звучание "фендера" очень "чистое", но не хватает сустейна "гибсоновских" звукоснимателей. Но в тоже самое время, "Fender" - бескомпромиссный инструмент. На нем еще надо уметь играть. По правде говоря, первый "Stratocaster" достался мне в наследство от Эрика Клэптона. Эрик подарил гитару моему приятелю, который на тот момент был нашим роади. С тех пор я заинтересовался "фендерами". По-моему, первым альбомом, записанном исключительно на гитарах "Fender", был "Deep Purple In Rock".

Vintage Guitar: Чем принципиально отличался первый состав "Rainbow" от "Deep Purple"?

Ричи Блэкмор: У музыкантов было меньше амбиций (смеется)! Хотя общая концепция группы не изменилась - та же гитара, тот же орган.

Vintage Guitar: Кавер-версия "Still I'm Sad" на первой пластинке "Rainbow" - инструментал. Как так получилось?

Ричи Блэкмор: Я и сам не знаю. Вроде как кто-то посоветовал, чтобы на первом альбоме обязательно был инструментальный номер. Мне всегда нравились песни "Yardbirds". Показалось, что именно эта вещь и будет инструменталом. Впрочем, существует издание первого "Rainbow" где "Still I'm Sad" звучит с вокалом. Тональность, в которой мы играли, очень высока для пения, так что новую версию пришлось переиграть в другом ключе.

Vintage Guitar: Можно ли сказать, что первый состав "Rainbow" ассоциируется прежде всего с "Street of Dreams"?

Ричи Блэкмор: Нет, ну почему же? У нас было несколько хитов в Европе - "Stone Cold" и "I Surrender"... "Stone Cold", например, попал в штатовский хит-парад.

Vintage Guitar: "Deep Purple" воссоединились. "Stratocaster`ы" и "Marshall`ы" так и остались основными составляющими вашего оборудования?

Ричи Блэкмор: Совершенно верно. Однако в 85-м году я позволил себе эксперимент с гитарным синтезатором фирмы "Roland". Купился на то, что многие звуки можно играть самому. Особо отмечу струнные эффекты.

Vintage Guitar: Услышав темы, вроде "Renaissance" или "Baroque", гитарные энтузиасты обвинили вас в измене стилю. Мне же лично показалось, что идею данного музыкального проекта вы вынашивали давно...

Ричи Блэкмор: Хороший вопрос. Знаете, все зависит от настроения. Я обожаю музыку эпохи Возрождения. Мне нравится классика, но ею я не злоупотребляю. Мне нравится играть блюз, но иногда кажется, что блюз - это бесконечные повторения и квадраты. Вот иногда импровизирую с кем-нибудь. Потом ставишь записи великих исполнителей блюза и слышишь, что все это было сыграно задолго до тебя. Чего нельзя сказать о музыке Ренессанса...

Vintage Guitar: Кто-то сказал, что она очень правильная...

Ричи Блэкмор: О, да. По-моему, большинство блюзовых исполнителей вовсе не задумываются над тем, что играют. С классической музыкой ситуация прямо противоположная. Она очень дисциплинирует, требует строгости. И в то же время она "запланированная". Удивительно!

Vintage Guitar: Думали ли вы, что после воссоединения "Deep Purple" музыка группы станет другой?

Ричи Блэкмор: Нет, по большому счету. Мы ничего не планировали. Просто хотели играть. На мой взгляд, "Perfect Strangers" получился именно потому, что мы не играли вместе долгое время. Чего не могу сказать об остальных наших работах.

Vintage Guitar: Вы принимали участие в записи альбома "Smoke On The Water", все средства от которого пошли в фонд пострадавших от землетрясения в Армении. Chris Squire из "Yes" также принимал участие в проекте, но когда мы с ним разговаривали, Крис сказал, что не знает многих подробностей. Не могли бы вы просветить нас?

Ричи Блэкмор: (смеется) Скорее всего, о проекте он знает больше меня. Дело было так: меня спросили, хочу ли я принять участие. Я подумал, что это было бы здорово. Очень запомнилось то, что вокальные партии исполнял Пол Роджерс, чьим поклонником я являюсь давно.

Vintage Guitar: Напрашивается вопрос: вы слышали два последних альбома "Bad Company", где поет уже Роберт Харт?

Ричи Блэкмор: Да, мне очень понравилось. По-моему, очень похоже на манеру Пола Роджерса.

Vintage Guitar: Отсюда еще один вопрос: Дуги Вайт, исполнивший вокальную партию на "Stranger In Us All", поет в очень похожей манере на Ронни Дио, который был вокалистом первого состава "Rainbow"...

Ричи Блэкмор: Да, я понял суть вопроса. Он может петь разную музыку. Да, и какой смысл иметь в составе второго Ронни Дио? Дуги говорил мне, что Ронни Дио сильно повлиял на него.

Vintage Guitar: Следующий проект, куда вас пригласили записываться, - "In A Metal Mood" c Пэтом Буном, который всегда считался скандальным персонажем.

Ричи Блэкмор: Я всегда преклонялся перед Пэтом Буном; я слушал его в 50-х, когда шел в школу и возвращался домой. Поэтому приглашение на запись его новой пластинки воспринял за честь. Здорово после стольких лет встретиться и поработать с кумиром детства.

А некоторые люди, знаете ли, бывают всегда прямолинейны в своих оценках. Если кто-то одет в кожаных пиджак и у него длинные волосы, то его автоматически причисляют к "плохим". Так было и так будет всегда. Увы...

Vintage Guitar: И вот новый состав "Rainbow". И все те же "Stratocaster`ы" и "Marshall`ы"?

Ричи Блэкмор: Нет. По части усилителей произошли изменения. Теперь у меня немецкие усилки "Engl". Они великолепны. Обладают широким спектром "перегрузов" и отлично работают на больших громкостях. Мой опыт общения с "Marshall" показывает, что эти усилители звучать отлично, когда ручка громкости выведена на "десятку". "Двойка"-"тройка" - и звук становиться жиденьким. А "Engl" хорошо качают на любой громкости.

Vintage Guitar: "Stratocaster" - ваш постоянный спутник. А что вы можете сказать о моделях "Fender" с конфигурацией, типа three-bolt neck?

Ричи Блэкмор: Самое дефицитное в гитаре - хороший гриф. Электроника, в принципе, стандартная. Мой приятель постоянно ездит на "фендеровскую" фабрику, где отбирает самые лучшие грифы. Свои гитары я собираю сам: меняю грифы, электронику...

Не поверите: у меня нет ни одного "старого" "Stratocaster". Комплектующие есть, но иногда даже не вспомнишь с какой они сняты гитары. Грифы на всех гитарах приклеиваются, так как имеют тенденцию съезжать.

Vintage Guitar: Вам попадались "Stratocaster`ы" периода, когда "Fender" вернулись к системе крепления грифа на 4-х болтах?

Ричи Блэкмор: А как же! У меня даже есть именная модель. Инструмент очень интересный. Во-первых, гриф сквозной. Для гитар "Fender" - это очень необычное решение. Кроме того, лады изготовлены из широкой проволоки. Другое новшество - два звукоснимателя (вместо стандартных трех). Средний я никогда не использую. Как было сказано в самом начале нашего разговора, мне нравится использовать разные датчики. Но звучание среднего меня бесит.

Vintage Guitar: Таким образом, "страты" с 5-позиционниками вас совершенно не интересуют?

Ричи Блэкмор: Как бы это сказать... С ними сложнее обращаться. А если уж по существу, то на концерте тебе лишь нужен вариант "громче и тише".

Vintage Guitar: То есть neck и treble?

Ричи Блэкмор: Точно.

Vintage Guitar: В чем заключается главная особенность звукоснимателей на вашем именном инструменте?

Ричи Блэкмор: Они очень мощные!

Vintage Guitar: Вы сказали, что сами собираете свои "Stratocaster`ы". Но не похоже, что вы - коллекционер.

Ричи Блэкмор: Да. Для меня странно, что люди так хвалят "'58 Strat". По-моему, в этих гитарах нет ничего особенного. Все зависит прежде всего от музыканта, а не от инструмента.

Мне попадалось несколько гитар "Gretsch". Внешний вид - фантастика! А внешний вид в гитаре - это первое, что бросается в глаза. Но вы вряд ли найдете человека, который заплатил бы тысячи долларов за блистательно выполненный "страт". Если он, конечно, не выпущен до 65-го года. Мне кажется, что "Fender" постоянно выпускали хорошие инструменты.

Vintage Guitar: Другой ваш проект называется что-то вроде "Blackmore's Night". Он - акустический.

Ричи Блэкмор: Совершенно верно. Мне всегда хотелось играть музыку эпохи Возрождения. Наконец я воплотил свою давнюю мечту. Candice Night - моя жена - пела бэк-вокалы на "Stranger In Us All", а также является соавтором песен. Ей так же как и мне нравится Ренессанс. Мы постоянно играем эту музыку дома. Как-то нам посоветовали выпустить альбом в таком духе. На записи я играю на акустической гитаре и мандолине. Candice поет. Есть пара приглашенных музыкантов. Результатом работы мы остались довольны. На этой неделе пластинка выходит в Японии. Могу даже сказать, что это, пожалуй, один из моих самых любимых альбомов.

Vintage Guitar: В каких странах вы побывали с гастролями в поддержку "Stranger In Us All"? Куда собираетесь дальше?

Ричи Блэкмор: Мы объехали всю Америку, Южную Америку и Японию. В следующем месяце - концерты в Дании и Польше.

К тому же планируются гастроли с программой проекта "Blackmore's Night". В группе будут пять музыкантов, и мы собираемся посетить всевозможные необычные места, замки в Германии, чтобы добиться специфической атмосферы. Но это в перспективе - через два-три месяца. Думаю, что будет очень интересно.

Очевидно, что Ричи Блэкмор очень ревностно относится к собственной музыке, но наш разговор с ветераном рок-сцены носил исключительно доброжелательный и открытый характер. И хотя Блэкмор заслужил славу как исполнитель "громкой" музыки, он нашел в себе смелость раздвинуть собственные музыкальные горизонты, пойти наперекор общественному мнению и играть в свое удовольствие.

Журнал "Vintage Guitar"

Перевод и адаптация Андрея Гончарова
----------------------
Strange News From Anothen Star
Пробуждая во мне скрытые силы, МУЗЫ разными путями ведут меня к гармонии и внутреннему порядку.
24 Мая 2005 07:20      
Kot_Matraskin
ДимаГог




Кстати, насчёт истории...
В данный момент взял на прокат очень древний бас... Наверное один из первых...
Ужас...





----------------------
Always look on the bright side of life...

Общество гитаристов и гитаристок
Гитарная Мастерская
30 Мая 2005 03:53      
africa
MuSic man




бля.. такой страшной башки я ещё не видел ))
----------------------
Если я попался вам на встречу,
Значит вам со мной не по пути. (c)

завтра сегодня будет вчера. (с)

30 Мая 2005 08:27      
Kot_Matraskin
ДимаГог




africa пишет:
бля.. такой страшной башки я ещё не видел ))


Лопата...
----------------------
Always look on the bright side of life...

Общество гитаристов и гитаристок
Гитарная Мастерская
30 Мая 2005 11:52      
Braiton
м@стер




Kot_Matraskin пишет:
Лопата...

приносили мне такой года 4 назад на переделку
практически все там заменили получилась не плохая вещчь
но в таких случаях всегда говорю проще сделать новый
----------------------
Strange News From Anothen Star
Пробуждая во мне скрытые силы, МУЗЫ разными путями ведут меня к гармонии и внутреннему порядку.
30 Мая 2005 13:15      
Kot_Matraskin
ДимаГог




Braiton пишет:
приносили мне такой года 4 назад на переделку
практически все там заменили получилась не плохая вещчь
но в таких случаях всегда говорю проще сделать новый


Действительно...
У него и звук какой-то странный, как в старом фильме... Как ни настраивай, а нормальный глубокий звук не извлечёшь... Старый - одним словом...
Да и неудобный ужасно (привычка нужна), расстояние между струнами на порожке грифа и на корпусе ОДИНАКОВОЕ!!!
Короче катастрофа...
----------------------
Always look on the bright side of life...

Общество гитаристов и гитаристок
Гитарная Мастерская
30 Мая 2005 14:09      
africa
MuSic man




вово,
я тоже заметил что уж больно струны близко...
бас только для мужчин, так как женшину за ним просто не будет видно )))
----------------------
Если я попался вам на встречу,
Значит вам со мной не по пути. (c)

завтра сегодня будет вчера. (с)

30 Мая 2005 15:37      
 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-∞ · Служба поддержки