Модераторы     Правила  
  Судовой журнал
  Иллюминатор
  Фотография как искус...

Боцманы: 

 Страница   из 18    |  Показывать   на странице
Новые сначала  Тема: Фотография как искусство.
chelovek
Боцм@н
Сообщений: 6762

Брессон

Фотографировать — это значит мысли свои, глаза и сердце свое расположить на одной линии cо взглядом. Это способ жизни

Анри Картье-Брессон. De qui s’agit-il? С чем нам приходится иметь дело? С кем нам приходится иметь дело? Изображение за изображением, год за годом, десятилетие за десятилетием. Жизнь в мгновении. И Анри Картье-Брессон — человек, это мгновение определивший. Его статус в фотографии сегодня трудно сравнить с какими-либо из существующих примеров. Фигура в свои вот уже девяносто четыре года2 для подавляющего большинства характером своим мифическая. Человек, определивший реальность, схватив и передав ее идеальной графикой черно-белого изображения и, не без выведения вполне четкой системы законов, целого мировоззрения под названием The Decisive Moment, легшего аксиомой в основу фотографического искусства, наукой для всех последующих поколений. Кто же он, Анри Картье-Брессон?

В 1933 году на нью-йоркской экспозиции еще совсем молодого Картье-Брессона его работы было предложено называть двусмысленными, амбивалентными, антипластичными, случайными и вместе — антиграфичной фотографией.3 Этими весьма необычными словами была открыта новая страница в фотографии, другой мир. Завершилась эпоха доминирования эстетики галереи «291» и таких перфекционистов, как Стиглиц, Эванс, Шилер и Уэстон. Картье-Брессон — это была иная фотография, иная техника, иная действительность. В основе «странной и провокационной простоты его фотографий лежал случай, мгновение», как комментировал это Бьюмон Ньюхолл. Картье-Брессон демонстрировал «нереальность реальности». «Представить, что его удивительные фотографии могли быть скомпонованы намеренно, было невозможно. А именно таким в точности и был стиль его фотографирования».4

Анри Картье-Брессон. De qui s’agit-il? С тем — что такое фотографировать, о том — что значит быть в состоянии фотографировать и — как прийти к осознанию сути этого состояния.

«Чтобы «придать значение» миру, необходимо чувствовать себя вовлеченным в то, что вы определяете кадром видоискателя. Это отношение требует концентрации, последовательности мыслей, чувствительности и чувства геометрии»5. Примеров, иллюстрирующих эти слова, в его творчестве не один десяток. Вокзал Saint-Lazare в Париже (1932), пикник на берегу реки (193, велосипедист, проносящийся мимо лестничных металлических поручней (1932), дети, играющие в руинах (1934). Однако не данность еще, что изображение во всех его мельчайших деталях уже само по себе будет обязательно представлять фотографическое событие. «Объект внимания не состоит из только лишь собрания фактов, потому что факты сами по себе не представляют большого интереса. Посредством фактов, однако, мы можем обрести понимание законов, что ими управляют, и быть в состоянии лучшим образом отбирать те существенные из них, что передают реальность».6

«Его работам присущи грация, баланс, удивление, экономия, напряжение и визуальная острота: качества хорошего гимнаста или танцора. Или — качества хорошей фотографии».7 «Он обладает выдающейся способностью схватывать мгновения на их пике, когда находящееся в постоянном движении изображение, сформированное его объективом, приобретает вечную гармонию формы, экспрессии и содержания».8

«Фотография для меня — это моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию».9

В свои девяносто четыре года Анри Картье-Брессон почти не снимает — в семидесятых годах он практически перестал путешествовать, оставил фотографию, взял в руки карандаш и погрузился в рисование, «графологически доводящее до совершенства все то, что сознание наше схватывает в мгновении».10 Собственно, фотограф вернулся к тому, чем занимался в юности. Портреты, пейзажи, автопортреты. Его определение соотношения между фотографией и рисованием — это параллель: «фотография — немедленная реакция, рисование — медитация»,11 и если вспомнить, что он говорил о фотографии как «блокноте для набросков», то все приобретает свое вполне логическое звучание.

Весной этого года в Париже открылся фонд Анри Картье-Брессона, и с 29 апреля по 27 июля в национальной библиотеке Франции состоялась ретроспективная экспозиция фотографа. Одновременно к этому событию был приурочен и выход в свет подробнейшей ретроспективной публикации под названием The Man, the Image and the World12 — о жизни и творчестве Картье-Брессона: несколько сотен фотографий известных и фотографий неизвестных — ранних лет, что никогда прежде не демонстрировались; его документальные фильмы, его рисунки...

Так с кем же нам приходится иметь дело? Без малого пятьдесят лет назад, в постскриптуме к своему эссе 1955 года о первом пребывании в Советском Союзе, Анри Картье-Брессон напишет: «Я ни экономист, ни фотограф монументов и еще в меньшей степени — журналист. То, что я ищу, кроме всего прочего, можно понимать как желание быть более внимательным к жизни».13

Дмитрий КИЯН

Все фотографии: ©Анри Картье-Брессон / Magnum Photos



Place de l’Europe, позади вокзалаSaint-Lazare, Париж, Франция, 1932 год
За железнодорожным вокзалом вокруг ремонтных работ был установлен деревянный забор. Случилось так, что я смотрел через объектив в отверстие в этом заборе в момент, когда мужчина перепрыгивал через лужу. Расстояние между досками забора было недостаточно большим. Это объясняет тот факт, почему изображение подрезано с левой стороны.



Quai Saint-Bernard, Париж, Франция, 1932 год
Фотография Анри Картье-Брессона железнодорожного депо… Она выстрелила в меня со страницы одной из книг по технике фотографирования. Я был молод и впечатлителен; я никогда прежде не видел такого рода фотографии — настроение, отлично закомпонованная прямоугольная композиция, ее легкость. Любой мог бы увидеть эту сцену. Вам не нужны были модели, вам не нужно было ничего дополнительно создавать, ничего специального — только собственная аппаратура для того, чтобы замечать происходящее вокруг. Вот интересное направление, в каком стоит двигаться, подумал я тогда. Для меня это было откровением.
Эллиотт Эрвитт



Брюссель, Бельгия, 1932 год



HyBres, Франция, 1932 год



Аликанте, провинция Валенсия, Испания, 1933 год



Calle Cuauhtemocztin, Мехико, Мексика, 1934 год



Трафальгарская площадь в день коронации Георга VI, Лондон, Великобритания, 1937 год
12 мая 1937 года. Лондон. Чтобы ничего не пропустить из церемонии коронации Георга VI, люди провели целую ночь на Трафальгарской площади. Кто-то спал на скамьях, кто-то — на газетах. Утром следующего дня один из ожидавших церемонию и уставших сильнее других от столь долгого бдения еще не успел проснуться.



La Villette, Париж, Франция, 1929 год



Анри Матисс, художник, у себя дома на вилле Le Reve, Венс, Франция, приблизительно 1943–44 год



Дессау, Германия, 1945 год
Организованный в Дессау между американской и советской зонами транзитный лагерь для беженцев, политзаключенных, военнопленных, лиц, насильно угнанных на работы, и перемещенных лиц, возвращающихся из освобожденной советскими войсками восточной части Германии. Эта молодая бельгийка, пытавшаяся затеряться в толпе, была опознана как сотрудничавшая с гестапо.



Последний день раздачи золота Куомитангом, Шанхай, Китай, 1949 год
С обесцениванием бумажных денег Куоминтангом было решено выдавать по сорок граммов чистого золота на человека. В декабре в многочасовых очередях в Шанхае собрались тысячи людей. Поддержание порядка со стороны полиции и выделенной ей в этих целях остатков армии международной концессии осуществлялось символически. Многие были задавлены в очередях насмерть. Китай был разрываем гражданской войной с июля 1946 года. С одной стороны, коммунистические войска Мао Цзедуна, с другой — войска националистов (Куоминтанг) во главе с генералом Чанг Кай Чеком. Медленно продвигаясь, коммунисты установят контроль над этой территорией и в декабре 1948 года возьмут в осаду Пекин.



ВДНХ, Москва, Советский Союз, 1954 год



В столовой для строителей в гостинице «Метрополь», Москва, Советский Союз, 1954 год



Иркутск, Советский Союз, 1972 год



Петропавловская крепость, Ленинград, Советский Союз, 1973 год



Пожар в Хобокене, Нью-Йорк, США, 1947 год
08 Января 2007 01:11      
chelovek
Боцм@н
Сообщений: 6762

Тема посвящается великим фотографам, и предназначена для тех, кому интересно узнать поверхностную историю фотографии, великих мастеров прошлых лет, а так же современников.

Флуд и переходы на личности не приветствуются.

Добавление полезной информации приветствуются.

Большое спасибо за имеющуюся информацию Vampire, memento_mori, lioxa.


Копирайт не преследую.
08 Января 2007 00:58      
 Страница   из 18    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-2K24 · Impressum · Служба поддержки