Судовой журнал
  архив литконкурса 2012/2013
  Рассказ 8: тур 1 (В ...

Боцманы:  AFTER_DARK

Форум клана открыт для общественности

 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Старые сначала  Тема: Рассказ 8: тур 1 (В зубах она держала рыбу) - christmas
sonya_ericsson
Бывший океанец

Рассказ 8

«...Ловко это она все-таки... С сука – на плющ, по нему вверх да и – в форточку. Грациозная бестия. Смотреть – одно загляденье. Теперь бы вот сыскала еще чего покрупней да посытнее. А то желудок уж слипся, поди. Три дня толком ничего не ел – шутка ли! Так что вся на нее теперь моя надежда и упование. Хотя что это я? Без меня ей в одиночку не справиться: одно дело в дом влезть и совсем другое – обратно из него выбраться. Целой, непокалеченной. И желательно, с добычей. А это одному никак не под силу. Знаем, проходили-с. Сколько таких смельчаков полегло или, того хуже, инвалидами сделалось. А все с голодухи... Это она, паскуда, на огонь и запах влечет, страх глушит да разум туманит. Одна оплошность маленькая – и все. Не таскать тебе больше блинов со стола, не травить баек, не греться на солнышке. С этими людьми шутки плохи, они промахов не прощают. Поэтому сноровка и осторожность – хорошо, но без помощи товарища не обойтись. А уж мне-то опыта не занимать, я нужный момент нутром своим изголодавшимся чувствую. Каждой кровинкой, каждой клеточкой... Такое только с годами приходит. Может, благодаря этому и дожил я до сего дня, не сгинул наряду с другими во мраке трущоб. Марк, Вилли, Шейла, Росс, Лесгафт – где они все? Нету, как в воду канули. Лишь старина Джек еще в строю. Эх, отличные были ребята, озорные... С Викингом всегда интересно было промышлять, он такие роскошные места знавал!.. Марк-флибустьер, Шейла отчаянная... Даже легавых могла охмурить да обчистить. А Росс-выдумщик? Помнится, у басмача какого-то ножку лотка выбил, так тот за своими апельсинами по всему рынку бегал. Такой шум поднял! Знатно мы тогда под него поживились. Хе-хе, вот потеха была!..

С другой стороны и времена другими были. Работалось легче, жилось слаще. Сейчас разве в такой ресторан безо связей попадешь? Или на метро задаром прокатишься? Озлобился нынче народ, хуже бешеных собак стали. Замешкаешься чуть – затопчут, не обернуться даже. В одиночку теперь не прокормиться... То ли дело раньше! Вот в этом самом особняке у прежних хозяев дворецкий был, из старой гвардии, мсье... Салмон? Или Солман? Не помню, черт подери... Ведь душевнейший человек был! И переночевать в холодные ночи пустить, и еды подкинуть мог. А к Рождеству обязательно что-нибудь эдакое! Миска буйабеса с ломтем хлеба или террин с гусиным паштетом... да... Как вспомню, так внутри все выкручивает. Повар у них больно хороший был. Не то что нынче. Но когда в кишках эхо, выбирать не приходится. Главное, чтобы девчонка не подкачала. Главное, чтобы как я учил...

То, что смышленная она, я сразу понял – тогда еще, как сверток из реки вынул. Первая мысль была: шею свернуть и – концы в воду. Но она глазищами своими огромными так, не моргая, глядела, что не смог. И хорошо, как оказалось. Несмотря на то, что Шейла мне тогда все уши прожужжала, мол, не только ее промурыжишь, так и сам еще подохнешь. А ведь я, признаться, Кайру назло ей выходил... хе-хе... Хотя помучиться пришлось, конечно, пока подросла, пока пользу начала приносить. Да и потом, привязался я к ней, чего уж греха таить... А когда она впервые кусок черничного пирога принесла, вся мокрая, чумазая... Два раза откусила, а остальное – мне. Чуть не разревелся тогда, будто старая перечница... С тех пор пошло дело, поглядела бы Шейла теперь...

Так, сейчас она, должно, уже под лестницей внизу, где-нибудь подле кухни сидит, выжидает. А это значит, пора, мой выход. Уже представляю себе физиономию этого дуралея: нос крючком, усы торчком, глаза дикого вепря. У-у, кашевар руссильонский, пробка кипарисовая!.. А вот и сирена, о-очень кстати. У-у-у, пожа-ар-р! На помошь, го-ори-и-им!.. У-у-у-у-у-у-у!..»

„O, sacrébleu!“ – сдавленный мукой и прогнившими стенами крик души донесся откуда-то из самой утробы дома. Через несколько секунд послышался устрашающий топот ног, и в следующий миг входная дверь распахнулась, обнажая взорам фонарей человека со сковородой. В сумраках его некогда белые колпак и фартук казались грязно-серыми, благодаря чему удачно гармонировали с потрескавшимся фасадом. Не переставая ругаться, человек замахнулся на тощего пса, вцепившегося зубами в его правую штанину сразу же, как только растворилась дверь. Сковорода рассекла воздух, не причинив вовремя отскочившему четвероногому никакого вреда. В ответ пес сердито зарычал и оскалился. К несчастью, улица в этот час была пустынна, так что никому не удалось вдоволь насладиться заливистым собачьим лаем, пересыпаемым многоэтажной бранью. Когда человеку наконец надоела эта бессмысленная перепалка, он воспользовался своим неоспоримым преимуществом в росте и весе, согнав пса со ступеней, и обратил его в бегство. После чего нисколько неудовлетворенный своей победой отправился восвояси.

А еще спустя мгновение из окна, увитого плющом, выскользнула кошка, не менее серая нежели колпак руссильонского сквернослова. В зубах она держала рыбу.

Сообщение было изменено 25 февраля 2013 в 20:57

21 Ноября 2012 11:30      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Passeriforme
Юнга
Сообщений: 14

Восьмой рассказ похож на "Собачье сердце". Отличное сотрудничество у кошки с собакой. И интересный прием - поместить повествование во Францию.
21 Ноября 2012 13:26      
sonya_ericsson
Бывший океанец

LLoin
Капитан 1го ранга
Сообщений: 8445

8. Начало замечательное. До конца додержать уровень, к сожалению, не удалось. Немного неурядиц типа почему человек вообще должен был выбраться из дома на вой собаки, что за сирена, как удалось кошке стащить пирог(ну с рыбой понятно). И почему воспоминание о "миске буйабеса с ломтем хлеба или террине с гусиным паштетом" внутри всё выкручивает? Можно было удачнее описать. Но в общем и целом приятный рассказ, один из моих фаворитов.
21 Ноября 2012 13:54      
sonya_ericsson
Бывший океанец

cthulhu
Боцм@н
Сообщений: 32051

8. "Кошки" пополам с "Рататуем" и "Собачьим сердцем"? Но написано хорошо, разве что опять связь с темой слабовата.
21 Ноября 2012 14:13      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Pulherija
Капитан 1го ранга
Сообщений: 13373

8

идея прикольная, но исполнение не очень - перегружен рассказ очень
21 Ноября 2012 14:38      
sonya_ericsson
Бывший океанец

fagot
Аллегорец
Сообщений: 27152

Песенные отрывки, услышанные в тускло освещенной, пахнущей опилками и кофе комнате в паузах между рассказами:

Рассказ 8

“Он не лает, не кусается,
На прохожих не бросается,
И на кошек - ноль внимания.
Вот это воспитание!”
21 Ноября 2012 15:56      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Lu_
Штурман
Сообщений: 829


8-ой рассказ
Складный. легко читается. если не брать во внимание тему, я бы даже сказала "замечательно". оно то конечно можно как-то зацепиться и додумать в какой дом грациозная бестия забралась, но хотелось бы более яркую связь в контексте конкурса.
А вообще автора этого рассказа я бы хотела видеть во втором туре.
21 Ноября 2012 17:35      
sonya_ericsson
Бывший океанец

sonya_ericsson
Капитан 2го ранга
Сообщений: 2172

рассказ 8.

пытаюсь собрать сюжет.

рассказ представляет собой обрывочные беспорядочные мысли, проносящиеся в голове у голодного человека.
очень голодного человека.
члена какой-то группы товарищей, попавшей в екстремальные условия в афганистане.
судя по сбивчивым репликам, все они умерли, выжил только он один.
какое-то время назад он нашел в реке пакет и в нем оказалась маленькая девочка с большими глазами.
герой ее не выбросил, несмотря на ворчание шейлы, а вырастил, выкормил и научил добывать для него еду.
однажды он послал девочку на задание добыть еду в каком-то французском ресторане.
но неожиданно сработала пожарная сирена и повар в грязном белом колпаке выбежал наружу с пустой сковородкой.
в темноте промелькнула кошка с рыбой в зубах.

ето все, что мне удалось понять.

рассказ написан не по теме. язык повествования довольно бедный, напоминает язык казарменный, но в общем контексте ето даже может быть оправданно.
несмотря на хаотичность и обрывочность какие-то образы, пусть и невыписанные, а только штрихами обозначенные, зацепляются за воображение.
21 Ноября 2012 19:34      
sonya_ericsson
Бывший океанец

cthulhu
Боцм@н
Сообщений: 32054

Цитата:
sonya_ericsson пишет:
почему почти. я серьезно говорю свои впечатления. у каждого они разные, у меня вот такие. я серьезно отношусь к рассказам, уважаю факт, что человек нашел время и не побоялся выставить, так что уважаю всех. ну может ето просто меня такой стиль немного ироничный, но там нет никакой издевки.
в восьмом рассказе я действительно никак не могла поймать идею, поетому попыталась его пересказать своими словами, что поняла.

То есть, ты серьезно не поняла, что рассказ написан от лица собаки?
Цитата:
sonya_ericsson пишет:
ну что же, ето многое обьясняет. но тогда многие вещи в етом рассказе кажутся мне еще более неоправданными и нелогичными. я цепляюсь за образы, вернее за образ, который ассоциативно возник у меня - война, голод, борьба за выживание. а там что имел в виду автор, ето его дело, факт, что он в любом случае дал мне ступеньку, от которой могу оттолкнуться, даже если ето совсем не имеет отношения к замыслу и собственным мыслям автора.

именно в етом для меня ценность рассказов - пища для собственных мыслей.
21 Ноября 2012 19:37      
sonya_ericsson
Бывший океанец

sonya_ericsson
Капитан 2го ранга
Сообщений: 2172

рада что вам понравилось

то, что я не поняла с первого прочтения месседж автора, говорит только о том, что я честно сказала свои впечатления, а не старалась написать рецензию как надо и как принято, так что для меня в етом рассказе был другой месседж, о котором автор, возможно, не подозревал. каждый вообще берет из окружающей среды то, к чему он готов, в рассказе довольно точно описана жизнь голодных беспризорных и борьба за выживание и я ее там увидела. кто не сталкивался, тот может себе представить в такой ситуации только собак, но в мире ето есть. сейчас сегодня люди голодают, воруют еду и да вот так и живут как описано. война лишает куска хлеба тоже, голодные дети, лишившиеся крова и родителей, делают то, что описано в рассказе. девочка с большими глазами мне представилась вот ета фотография афганки



в респектабельных европейских странах есть множество общественных организаций, в которых работают добровольцы, чтобы помочь людям, живущим за чертой, где реально люди живут в условиях борьбы за еду и выживания. в больших столицах есть нищие, целые раионы нищих, которые так и живут, добывая свой кусок еды как собаки, есть целые раионы нищих, и ето в богатых респектабельных странах, рядом с богатым или средним классом есть андеграунд вне человеческих законов.

я понимаю етот рассказ как рассказ о параллельном мире, мире, параллельном сытому и респектабельному. етим мне он был интересен.

вообще, автор пишет свои ощущения, а читатель читает то, что ему понятно. такое будет мое мнение по етому вопросу.

ps. однако, не могу не добавить ко всему етому, что собственно рассказ с темой конкурса никак не связан. несмотря на интересную идею.


p.p.s. кстати, вот фильм, который я недавно видела, тоже могу провести параллели. речь в нем идет о коммуне, живущей рядом с цивилизованным миром.

Beasts of the Southern Wild (USA, 2012)

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=SSuG_dd9NKk

2012 Benh Zeitlin: "Beasts of the Southern Wild"
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=_UB3vpfoU60
21 Ноября 2012 19:39      
sonya_ericsson
Бывший океанец

wairdo
Мичман
Сообщений: 212

решила почитать рассказ. но...13й мне поднадоел, должна вам сказать.
и поэтому я прочла 8-ой)

хорошенький! )

такой весь, симпатичный. и конечно же конец)
вручаю оскара!
21 Ноября 2012 19:40      
sonya_ericsson
Бывший океанец

XAM
Боцм@н
Сообщений: 5270

8. Немножко разочаровывает ожидания рассказ. Марк, Вилли, Шейла, Росс, Лесгафт, Викинг, Росс-выдумщик незаряженными повисли на стене без шанса выстрелить. План ограбления отрезвил своей незатейливой прямолинейностью. Совершенно неожиданная принадлежность действующих лиц к животному миру постепенно начинает раздражать, в чем конечно нет вины автора, но все же. Попытки автора привязать рассказ к теме умиляют: „В сумраках его некогда белые колпак и фартук казались грязно-серыми“. Так что же с колпаком и фартуком, испачкались, поизносились или в сумерках серыми кажутся? Простите, конечно же в „сумраках“. Видимо именно там возможны сразу оба варианта.
21 Ноября 2012 20:16      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Рецензии на 8 рассказ

Жюрист 1 Gluecksbringer - 8,5

Автор удачно подтянул рассказ в тему. Дом глазами животного: богатый, когда оттуда подкармливали и повар был квалифицированнее, дверь псу кажется массивной. В остальном есть недоработки. В сюжете непонятно: почему сирена и вой собаки под дверью заставляют повара идти на улицу? За это минус 1,5 балла. В персонажах не оптимально показан голодный дворовый пёс... мне чего-то не хватает - минус 0,5 балла. Бонус за 3-ье место - 0,5 и 8,5 баллов всего.


Жюрист 2 Vademecum - 9,5

Только от жизни, от жизни собачей
Собака бывает кусачей.

Из детской песни

Идейно-тематическая основа и характеры

Этот рассказ подкупает простодушной повествовательностью и комизмом ситуации. В борьбе за выживание объединяют свои усилия бездомные животные: кошка и собака, традиционные враги, бесприютные и отверженные «маргиналы» из трущоб. Главный характер — опытный, видавший виды пёс. Поджидая забравшуюся в дом кошку Кайру, он в форме внутреннего монолога излагает историю своей жизни. Читатель узнаёт о бесплодной обиде собаки на несовершенство мира, о мучительном чувстве голода, о гибели бывших товарищей. Характеры животных предстают максимально очеловеченными в лучшем смысле этого слова. Сентиментальный пёс спасает выброшенную в реку Кайру ещё котёнком и проявляет сострадательность, взяв на себя хлопоты воспитания и кормления. Кошка отвечает великодушием и благодарностью, она щедро делится с псом раздобытым съестным. На фоне такого гуманного подтекста выставлены в самом нелестном виде люди («хуже бешеных собак стали»): они калечат и убивают, с ними «шутки плохи, они промахов не прощают». Определённая комичность достигается и тем, что автор заставляет собаку ностальгически идеализировать прошлое: раньше «работалось легче, жилось слаще».

Задание тура выполнено понятным и доступным способом. Хорошие рассказы часто лишены нарочитой манерности и деланности, их можно трогать и ощупывать, они ничего не теряют вблизи. (4 из 4)

Композиция и сюжет

Из-за выбранной формы повествования действие сводится к «поединку» стоящих по разные стороны барьера персонажей — повара и животных. Но с такой ослабленной фабульностью рассказ не утрачивает динамики, основательно прописанный монолог пса двигает весь сюжет. Хочется положительно отметить, что животные ведут себя внешне предельно реалистично: пёс лишь воет, лает и рычит при всём богатстве его «внутреннего мира». Не совсем понятно совпадение пожарной сигнализации с воем. В завязке кошка пробралась в форточку, в развязке она выскальзывает из окна с рыбой в зубах, складно закольцовывая композицию. (2,5 из 3)

Стиль и язык

Другой секрет обаяния этого рассказа кроется в его стилистических особенностях. Автор дорожит ёмкой деталью, у него живое изобразительное чувство, вот несколько образцов: «с сука», «Лесгафт», «миска буйабеса», «кашевар руссильонский, пробка кипарисовая». Французская культурная самобытность добавляет свежести и насыщает рассказ дополнительным кислородом. (3 из 3)

Оценка: 4 + 2,5 + 3 = 9,5



Жюрист 3 imnotsleeping - 9

(про кошку с собакой и похищение рыбы)
Весьма удачный рассказ о дружбе и взаимовыручке. Ну и о низших слоях общества и их борьбе за выживание, конечно. В короткий рассказ автор упаковал и информацию о том, как сложно и опасно живётся герою повествования и его собратьям. Сколько из них уже погибло несмотря на смекалку и ловкость. Голод не забыт.

Достаточно долго остается непонятным, от чьего же лица ведется повествование и кто такая Кайра. Быстро понимаешь, что где-то подвох, но в чем именно дело, становится понятно только в конце рассказа.

Несколько скомкан эпизод “решающей схватки”. Непонятно, что и почему происходит. Как именно пёс выманивает повара на крыльцо? Почему повару трудно огреть пса сковородкой, но ничего не стоит спихнуть его с крыльца?

Свзязь с темой – да, конечно. Дом-ступени-дверь. Вокруг экшен. Критиковать язык/стиль итд не возьмусь. По-моему, все очень хорошо.

Итого: Хороший, жизнеутверждающий рассказ. Замечательно читается, интрига сохраняется до самого конца.

Оценка: 9


Жюрист 4 TilEulenspiegel - 8

И вновь ассоциации…На этот раз снова Пелевин вкупе с Булгаковым. Но не суть. Парочка пунктуационных недосмотров. Несмотря на напрашивающиеся параллели с „Собачьим сердцем“, идея вести повествование от лица собаки даже не кажется плагиатом. Хорошо передан ход мыслей пса. Даже если в основном все крутится вокруг вопроса, где и как раздобыть пропитание, все же и животным не чужды такие понятия как дружба, симпатия, взаимовыручка итд. Автор прибегает к использованию фигур речи – „…эхо в кишках…“, „…устрашающий топот ног…“итп. Возможно, задумка была такова, чтобы для поддержания легкой интриги читатель не сразу понял, что главные герои рассказа – кошки и собаки. Однако, обладая предельной внимательностью довольно быстро можно догадаться, что люди играют второстепенную и даже отрицательную роль. Интересно, что сам пёс сравнивает их с собаками.

8 баллов



Жюрист 5 Solomea - 9

Итак, о чем здесь?
Это история о голодной собаке, которая кошкой добыла себе рыбу.

Первое слово – «ловко», и сразу точный, даже отточенный профиль рассказа: ловко придумано, ловко написано. И с первой же фразы – интрига. Я еще не понимаю – чьими глазами смотрю на мир, но уже любуюсь этой какой-то ловкой бестией и чувствую, как сосет под ложечкой, толи от страха за нее, или что застукают, толи от голода… Включившись в бешеную динамику текста (хотя вроде бы уже ничего и не происходит – эта манюня уже влезла в дом и только обрывки мыслей о предлагаемых обстоятельствах - какядокатилсядожизнитакой), диафрагмой читаю дальше и, переведя дыхание на сентиментальной паузе от ее больших глаз, начинаю осматриваться: таак… притаился, сижу в кустах… а кто я? нуу… какой-то бродяга с гастрономической отрыжкой прошлого, а нынче голодный как собака…а где я? перед каким-то домом… Заинтриговываюсь еще больше – а что сейчас делать-то будем? Грабить дом что ли?!
Мысли о еде роятся как мухи над моей ямой желудка, из которой через глотку рвется легкими вой – ууууууууууууууу…. Как пожарная тревога, на которую откликается - о радость! – повар! со сковородкой!! Мон дьё, да я еще говорю на французском!
И совершенно неожиданно обнаруживаю свою принадлежность к животному миру – так я живоооооотноое… и тут же катарсисом и облегчением настигает собственная идентичность – меня не поймали! я не собака!
Но, о admirable!! Рыба-то наша!!! Рыба!
Так вот за что шла борьба – за рыбу! То бишь за финал, через конфликт: я голоден – а ты не воруй!, по сквозному действию – утолить голод. Финал – это та рыба, которая принципом домино прекращает игру. Рыба! Мастерски.
А сверхидея?
Сытый голодному не товарищ
Что посмел, то и съел
Или что даже собака с кошкой могут жить душа в душу, в отличии от человеков –
Вот здесь я затрудняюсь…
Каароче:
Начиная через Действие, Автор сразу берет читателя за жабры, ну и с места в карьер - отбрасывая всяческие предисловия и начиная прямо с какого-то момента происходящих событий – то есть с объемно заданных предлагаемых обстоятельствах, т. е. отсутствующих в тексте предшествующих событий. Плюс в том, что на первых порах читатель гарантирован от скуки: рассказ динамичен. Трудность в том, что обстановку, обстоятельства и проч. автор теперь должен давать через детали, штрихи, отдельные фразы. И мы слышим слова-сигналы, ловко перескакивая от смысла к смыслу, из настоящего в прошлое и обратно, что делает рассказ более емким, лаконичным, придает изображаемому зримость и глубину: да, текст несет в себе опорные точки, по которым каждый читатель словит свою рыбу, то бишь по-своему увидит происходящее. Поскольку обстановка вначале еще не ясна, то первая фраза действует несколько интригующе, обещает и дальше динамичность, вызывает желание узнать, в чем же дело. Чтобы не обмануть интерес читателя и выдержать весь рассказ на уровне хорошего начала - да, требуется несомненный профессионализм. И вот вам:

Темпо-ритм задан великолепный.
Любопытный сюжет, Четкая фабула, экстравагантный приём – голос собаки и голос желудка
Динамика по сквозному действию к кульминации и развязке - отменная
Психологичесая достоверность
Стиль вязок, плотен, ритмован
Напомню: стиль - диалектическое единство языка как средства мышления и языка как средства передачи информации. Глубокое и оригинальное мышление, тонкое и острое чувствование находят свое отражение в стиле; научиться им специально – невозможно, они определяются всей культурой человека, его духовным и интеллектуальным потенциалом.
Так «драматические перипетии»: движение героя от несчастья к счастью, и, не столько события ведут историю к кульминации, сколько нарастающие колебания драматических перипетий. Есть сквозное действие. Всё работает на него.
Драматические перипетии – один из самых надежных способов удержания читательского внимания, их «раскачивание» неизбежно ведет к сильной кульминации и катарсису, это одна из составляющих энергии произведения.
После выделения событий я отмечаю, какие из них являются «поворотными» - поворачивают историю от счастья к несчастью и наоборот. Насколько каждый такой поворот глубже или выше предыдущего, есть ли в «раскачивании» драматических перипетий нарастание, которое ведет к кульминации.
На этом этапе можно оценить и силу кульминации – глубину падения «к несчастью» или высоту взлета «к счастью».

Художественная часть 4
Техническая часть 3
Соответствие теме 1
Бонус за энергетику + 1
Итого: 9


Жюрист 6 rudiiiii - 7

Сообщение было изменено 26 ноября 2012 в 07:15

26 Ноября 2012 02:57      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Жюрист 6 rudiiiii - 7

Пёс и его подопечная, или тяжёлая жизнь дворняги.

Мне очень понравилась идея. Рассказ от лица собаки, или другого животного, это довольно сложная, но в то же время интересная задача. На мой взгляд автор справился. Единственное чего мне тут не хватило, это какого-то пика в сюжете. Рассказ написан ровно. Иногда это плюс. Но мне, не смотря на то, что он объективно короткий, в некоторых местах было скучно. Кошка как напарник и подопечная тоже очень интересный элемент. В общем хорошо, но почему-то не зацепило.

Стиль в целом хорош. Но описанная выше "скука" была как минимум отчасти результатом того, КАК мысли были поданы. Особенно в первой части рассказа. Это можно расценивать попытку передать ход мыслей собаки, но меня убедило не на 100%.

Тема присутствует. И дом, и воспоминания о былых временах и старых товарищах.

В итоге имеем безусловно хороший рассказ, который лично меня не зацепил и мне не запомнился. Ставлю 7.
28 Ноября 2012 04:13      
 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-∞ · Служба поддержки