Судовой журнал
  ГОРНЫЙ КЛУБ
  Снежное кружево карн...

Боцманы:  _A_, Dreki, gaugin, paniKa, Soloist, Vitalide

Форум клана открыт только для чтения для общественности

 Страница   из 3    |  Показывать   на странице
Старые сначала  Тема: Снежное кружево карнизов - опасная красота
gaugin
CYKHAX






Прошлой зимой в aльпийских регионах произошло несколько НС со срывом снежного карниза и последовавшем за этим падением. Автор немецко-говорящего журнала Бергундштайген (bergundsteigen 2/09) Уэли Мосиманн (Ueli Mosimann) напомнил всем нам о опасностях подстерегающих альпинистах на красивых, но столь опасных, украшенных ажурными карнизами, снежных гребнях.

Уэли Мосиманн:
Карнизы - очень красивые снежные образования, они завораживают нас и в то же время от них исходит перманентная опасность для альпинистов. Они растут на участках гребней и ребер, их образовывает ветер строя на экспонированных отрезках невероятные формы из плотного, утрамбованного снега.



Наброски из диссертации Вилли Вельценбаха, опубликованные в рубрике "Wissenschaftlichen Veröffentlichungen" в ежегоднике Немецкого и Австрийского альпклубов в 1930 году.

Образование снежного карниза
Конечно же ветер играет основную роль в росте карнизов на гребнях, но и сама форма гребня или ребра играет при этом не маловажную роль. Еще в первой половине прошлого столетия была доказана взаимосвязь между формой локального рельефа и направлением, формой и значительностью вырастающих на нем снежных карнизов. Сначала этой темой занимался альпийский публицист Марсель Курц (Marcel Kurz), позже знаменитый немецкий альпинист Вилли Вельценбах (Willi Welzenbach) защитил даже диссертацию по теме "Исследования механики передвижения снега и статиграфии снежных отложений" (Untersuchungen über die Statigraphie der Schneeablagerungen und die Mechanik der Schneebewegungen). В большинстве случаев карнизы образовываются с подветренной стороны гребня над его более крутым склоном. Если оба склона гребня имеют один и тот-же градус уклона (равносторонний треугольник в сечении) то карнизы практически не образуются, а снег откладывается прям на гребне наращивая его по высоте. Этот природный феномен объясняет почему на одном и том же гребне, при условии наличия ветров с кардинальной сменой направлений, образуются карнизы висящие последовательно в обоих направлениях.

Из за уплотнения и просаживания свежего снега с наветренной стороны между снежной поверхностью склона и собственно карнизом образовывается "карнизная трещина", проходящая чуть ниже ребра гребня, ее часто называют та-же "линией отрыва".



Стабильные образования

Карнизы могут быть весьма стабильными образованиями - иначе они не могли бы держать свой собственный не малый вес. Спонтанные обламывания происходят либо непосредственно во время процесса карнизо-образования, либо позже, когда подтаявший снег сильно размягчается. Облом карниза под действием дополнительного веса может произойти во время выхода альпиниста на плоскую его часть за "линией отрыва". За счет дополнительной нагрузки возрастает напряжение в массе карниза, баланс всего снежного образования нарушается и происходит обрушение.

Обрыв карниза, шансы выжить практически нулевые

Несчастные случаи связанные с обрывом карниза относительно редки, но заканчиваются они как правило фатальным исходом для сорвавшегося. Падение по крутому склону с выходами породы ведет к тяжелым травмам, а оборвавшийся карниз срывает находившийся под ним снежный покров, провоцируя таким образом сход лавины, и это обстоятельство уменьшает шансы на выживание до минимума.



Несчастные случаи в Швейцарии

За последние 10 лет в Швейцарии произошло 14 аварий с обрывом карниза в которых участвовало 19 альпинистов. Только двое выжили после падения. Из 17 погибших 15 приходятся на скиальпинистов (либо на сноубордистов он тоур) и только два случая связанны с восхождениями пешком, при чем одно из них произошел в зимнее время (зимний альпинизм). Не смотря на то, что число НС недостаточно для статистического анализа, на основе этой информации можно сделать вполне осмысленные выводы: смертность при обрыве карниза составляет 90%. Этот процентный индекс гораздо выше чем во всех остальных статистических соотношениях в разных дисциплинах горного спорта.

В зимних условиях

Не смотря на то, что и в летнее время в высокогорье мы часто натыкаемся на очень впечатляющие снежные карнизы, по которым не редко проходят очень "смелые" цепочки следов, основное количество НС приходится на зимнее время года. Как уже было сказано - в Швейцарии был задокументирован всего 1 "летний" НС за последние 10 лет. Это можно объяснить тем обстоятельством, что плотность снега летом на порядок больше, кроме того перманентное подтаивание и замерзание снежной массы делает карнизы еще стабильней. В дополнение к этому летом очень часто видна "карнизная трещина", проходящая чуть ниже ребра гребня которая будучи "линией отрыва" предупреждает альпинистов о наличии опасности и заставляет выбирать более осторожную траекторию при выборе пути. В зимнее время, на восхождениях и скитурах гораздо труднее оценить потенциальную опасность по гребню с карнизами:

Карнизы больше чем летом
Плотность снега в зоне отрыва значительно меньше
"Карнизная трещина" не видна из за засыпанности свежим снегом



Поэтому не удивительно, что частота НС зимой значительно превосходит частоту несчастных случаев летом. Имеющиеся в наличии результаты наблюдений позволяют предположить, что такие обстоятельство как наличие или отсутствие на ногах у ски-альпинистов пристегнутых лыж (сноуборда) не имеет при этом никакого значения. На спуске (пешком или на лыжах/сноуборде) частота НС выше. Нельзя так-же недооценивать ситуацию при отдыхе после восхождения на вершине - любые мелочи: посмотреть через вершину вниз в долину, выбрать более удобную точку съемки для вершинной фотографии или попросту справить нужду, все эти телодвижения могут стать смертельно опасными при несоблюдении мер предосторожности.



Меры предосторожности

Учебное мнение, как обезопасить себя в подобной ситуации, довольно однозначно: ни в коем случае не переступать через "линию отрыва"! Но по видимому легче это сказать, чем выполнять на деле - среди жертв обрыва с карнизом такие знаменитые альпинисты как Фритц Каспарек (Fritz Kasparek), один из перво-проходцев северной стены Эйгера, Герман Буль (Hermann Buhl) и один из выдающихся альпинистов современности - Патрик Беру (Patrick Berhault). Максимальная осторожность и очень тщательный выбор маршрута по хрупким образованиям на снежном гребне - залог вашей личной безопасности. Напоследок пара хороших рекомендаций:

Если возможно, то обязательно изучить гребень и его особенности на всем протяжении маршрута
Никогда не выходите верхнюю, плоскую часть снежного гребня
Следы прокладывать исключительно с наветренной стороны и ниже "линии отрыва", а если ее не видно - сильно ниже ее предположительного расположения
С особенной осторожностью проходить покрытые снежными карнизами изгибы гребня; в таких местах линия прохождения скального ребра очень плохо прогнозируемая
при плохой видимости обязательно страховаться "на длинной веревке"
руководитель группы обязан на вершине ясно и понятно объяснить наличие опасности обрыва карниза и обозначить "жесткие" границы "безопасной зоны"



Снежные карнизы образовываются всегда на подветренной стороне более крутого склона гребня. ВНИМАНИЕ, подветренная сторона не всегда продиктована направлением господствующих ветров, очень часто это продиктовано локальными ветрами или даже завихрениями. Кстати: на гребнях со склонами одинакового уклона карнизы, как правило, не образовываются.

Знаменитые альпинисты погибшие из за обрыва карниза

Альфред Паллавичини (Alfred Pallavicini), в 1886 году сорвался с карнизом во время первово-прохождения Глокнерванда в Австрии

Фритц Каспарек (Fritz Kasparek), один из перво-проходцев северной стены Эйгера, в 1954 году сорвался со снежным карнизом во время первовосхождения на Салкантах в Перу

Герман Буль (Herrmann Buhl), первовосходитель на Нанга Парбат и Броудпик, в 1957 году сорвался в пропасть с обвалившимся карнизом при попытке совершить перво-восхождение на Чоголизу в Пакистане

Мартин Ляйнауер (Martin Leinauer), преподаватель немецкой школы Горных Гидов во время учебного восхождения на зимний траверс Ватцмана

Патрик Беру (Patric Berhault), один из самых блестящих альпинистов современности погиб 28 апреля 2004 года на банальном маршруте 3 категории сложности на траверсе Дом-Тешхорн

Сообщение было изменено 30 июля 2009 в 23:06

----------------------
Nec temere nec timide
30 Июля 2009 23:04      
Ko3blPb
Мембер




Мы на ниx катались с карьера в детстве, на этиx карнизаx, обламываешь запрыгиваешь и поеxал ... но правда высота была метров 30-40 максимально. Даже на такиx часто срывались и больно катились до низу, остановиться невозможно, снег толкает, уxватиться незачто. Mогу себе представить что шансы выжить в гораx pосле обрыва действително минимальны Полезная инфа! "Рутина самый большой враг экстремала!" Статистика знаменитыx имён подтверждает!
----------------------

->okean.de@w3c.validator
30 Июля 2009 23:25      
Sharkofski
Бывший океанец

насколько я понимаю шанс такой - комсомлльская страховка ( при выполнении двух условий: 1. шли в связке;2. хорошая реакция напарника)
31 Июля 2009 08:11      
gaugin
CYKHAX




Ну да, если нет возможности ТОЧНО сказать что линия отрыва проходит ВОТ ТУТ, то лучше на длинной веревке....
----------------------
Nec temere nec timide
31 Июля 2009 08:36      
Sharkofski
Бывший океанец

я имел ввиду. если уж облажались и один полетел с карнизом , - другому ( если связка) прыгать в другую сторону.
там,... ответ на заяву ник "козырь" по поводу шансов при срыве,,,, ну а если не связка шансов никаких!!!! ( хотя все в руке господа и тому примеров много)
интересно а "Козырь" слетал хоть когда нибудь??
помню у меня до первого серьезного срыва тоже была иллюзия , что можно извратиться да и зацепиться как нибудь, вот когда сорвался, понял все и сразу и пролетел то всего метров 12 и потом кубарем по осыпи метров 200-300 но признаться обосрался порядком, памяти на фсю жисть

Сообщение было изменено 31 июля 2009 в 09:17

31 Июля 2009 09:14      
gaugin
CYKHAX




Саш, а там в статье они даже рекомендуют: не уверен - иди на длинной веревке.... Если один слетел с карнизом - второй прыгает по обратную сторону гребня вниз

Сообщение было изменено 31 июля 2009 в 09:21

----------------------
Nec temere nec timide
31 Июля 2009 09:20      
Sharkofski
Бывший океанец

ну да вот она комсомольская страховка,
у меня были спасы , точнее транспортировка трупов, там один полетел, другой прыгнул за гребень (рядом связка все видела) но страхующий оказался слишком легким а сорвавшийся слишком жирным, и вот страхующего пробкой выбило назад и они благополучно из под вершины докувыркались по положительному рельефу до подножья горы - представляешь что с ними было, два бурдюка с перемолотыми внутренностями внутри в айкью их перекатывали

Сообщение было изменено 31 июля 2009 в 10:00

31 Июля 2009 09:33      
gaugin
CYKHAX




Жесть какая! Cаш, а они на "длинной веревке" шли, не знаешь?

Сообщение было изменено 31 июля 2009 в 10:04

----------------------
Nec temere nec timide
31 Июля 2009 10:04      
Sharkofski
Бывший океанец

думаю что нет, дело было под вершиной, скорее всего веревку укоротили, хотя...черт его знает, истину они унесли с собой,
31 Июля 2009 10:32      
Sharkofski
Бывший океанец

там такой клубок был, да, точно они шли на укороченой веревке
31 Июля 2009 10:38      
Ko3blPb
Мембер




Sharkofski пишет:
я имел ввиду. если уж облажались и один полетел с карнизом , - другому ( если связка) прыгать в другую сторону.
там,... ответ на заяву ник "козырь" по поводу шансов при срыве,,,, ну а если не связка шансов никаких!!!! ( хотя все в руке господа и тому примеров много)
интересно а "Козырь" слетал хоть когда нибудь??
помню у меня до первого серьезного срыва тоже была иллюзия , что можно извратиться да и зацепиться как нибудь, вот когда сорвался, понял все и сразу и пролетел то всего метров 12 и потом ...

Жесть!

Козырь ни на что не претендовал ... я просто "подтвердил" что когда в детстве срывались вместе вот стаким xоть и маленьким "карнизом" на карьераx(идёшь себе по краю за линией обрыва, если уже выражаться теxническими терминами), даже в теx масштабаx никакиx шансов не было остановить кувыркание до низу. Цитирую себя: "Mогу себе представить что шансы выжить в гораx pосле обрыва действително минимальны".

Вообще инфу впитал! Спасибо!
----------------------

->okean.de@w3c.validator
31 Июля 2009 10:51      
Sharkofski
Бывший океанец

если чем задел - извиняюсь - не хотел ей богу,
просто тема серьезная, карнизы столько народа на тот свет отправили,
помню был у нас такой курс
" скрытые опасности в горах" можно сказать плешь проели, но вещь полезная
есть три хоррошие заповеди в альпинизме, для долгой и счастливой жизни (счастливой - это как кому)
1. Горы стояли и стоять будут;
2. лучше перебдеть, чем недобдеть;
3. лучше быть пять минут трусом, чем всю жизнь...
покойником
31 Июля 2009 14:27      
paniKa
Инструктор




Sharkofski пишет:

1. Горы стояли и стоять будут;
2. лучше перебдеть, чем недобдеть;
3. лучше быть пять минут трусом, чем всю жизнь...
покойником


золотые слова
----------------------
Приглашаются грузчики для интересной работы
31 Июля 2009 14:36      
Sharkofski
Бывший океанец

суть в том, что оне есть черный юмор, ибо написанны кровью

Сообщение было изменено 31 июля 2009 в 20:26

31 Июля 2009 20:23      
Sharkofski
Бывший океанец

Сообщение было изменено 11 августа 2009 в 19:14

31 Июля 2009 20:24      
Sharkofski
Бывший океанец

на маунтин-ру сообщенице в продолжение этой темы
11 Августа 2009 19:04      
gaugin
CYKHAX




Блин... жесть какая...
----------------------
Nec temere nec timide
11 Августа 2009 22:50      
parizhanin
Level BLAUEIS

gaugin пишет:
Блин... жесть какая...

и все таки страховатся это полезно
12 Августа 2009 08:49      
Ko3blPb
Мембер




Уже по телеку показали

http://www.vesti.ru/doc.html?id=308974

Страxоваться не страxоваться ... вертолёт всё равно не может на ту высоту вылететь
----------------------

->okean.de@w3c.validator
12 Августа 2009 09:13      
gaugin
CYKHAX




А какое отношение имеет небходимость страховаться к диапазону высот вертолета? Как раз таки, что бы не попадать в неприятную ситуацию - необходима очень тщательная сраховка...
----------------------
Nec temere nec timide
12 Августа 2009 10:13      
 Страница   из 3    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-∞ · Служба поддержки