Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: "Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь".
(Иван Андреевич Крылов)
Об уровне сознания человека можно судить по тому, как он обращается с табу. Как известно, существуют различные табу: на секс, деньги, власть, наркотики, смерть, и еще, наверное, на духовность, знание. Об этих вещах обычно не говорят открыто и испытывают перед ними сильный благоговейный и неосознанный страх, как перед всем священным или проклятым (значение слова «табу» одновременно «священный» и «проклятый», подробнее о табу см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D1%83)
Этот сильный страх часто вытесняется и подавляется, а интеллект как правило изобретает разные способы, чтобы как-то обьяснить, оправдать вытеснение. Весь организм тогда работает на то, чтобы человек не чувствовал страх, не осознавал его, и страх запретного таким образом сохраняется, а сам запрет не нарушается.
Следствием такого положения дел является то, что большинство людей влачат очень ограниченное существование, в котором почти все хорошее запрещено. Более разумное меньшинство, внутренне несогласное с такой позицией, более-менее частично осознает свой страх и поэтому оно более успешно в обществе, но саму природу, суть табу поняли и осознали сегодня лишь единицы.
Мне хотелось бы подробнее остановиться на определенном виде людей, так называемых «эзотериках» или сторонниках движения «new age», так как их отношение к табу кажется мне наиболее проблематичным. Оно вносит много путаницы и сумятицы в отношении к крайне важным вещам, и таким образом способствует застою и регрессу, хотя именно эти люди чаще других причисляют себя к высокосознательной элите.
На самом же деле сознание этих людей часто работает по принципу отрицания и подавления большинства ценностей и удовольствий, которые они относят к классу эго, зависимостей, мирских дел, etc, делая упор на отречении, смирении, доброте и милосердии, которые они подменяют «любовью», «духовностью» или «свободой». Проблема здесь состоит в том, что последние качества безусловно являются положительными и необходимыми, но вне адекватной ценностной шкалы, вне интеграции теневых аспектов, воли и средств для саморазвития смирение, доброта, милосердие остаются голословными и неэффективными, обрекая человека на низменное растительное существование, делая его безоружным по отношению к жестоким стихиям жизни, иногда слишком тонкокожим и на первый взгляд невинным, как дитя, но чаще внутренне озлобленным, лицемерным и фальшивым, ведь неинтегрированные желания и потребности обычно давят и нарывают изнутри.
Отрицание фундаментальных ценностей и удовольствий, например таких важных и полезных вещей как деньги и секс, часто функционирует как в известной басне крылова «Лиса и виноград»:
«Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: "Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь.»
Являясь не в состоянии не только разбогатеть, но даже самостоятельно заработать достаточно денег для удовлетворения элементарных жизненных нужд, эти люди часто клевещут на деньги, окутывают их пеленой демонических свойств и страстей, обьявляют их источником всех страданий. При этом сами они нередко существуют именно на средства налогоплательщиков, то есть паразитируют, живя за счет социальной помощи, стипендий и государственных льгот, совсем или почти не работая. Крайняя степень отрицания денег выражается у некоторых «эзотериков» в том, что эти люди подаются в леса, живут на улице или просят милостыню, загнивая, спиваясь и умирая в бедности, и все это из-за верности великой идее об аскезе и скромности. Получается, что свою крайнюю слабость, лень, безволие и откровенный паразитизм такие «духовники» лживо пытаются подменить высшими добродетелями и ценностями. И самое грустное состоит в том, что иногда им это удается: пропойцы, лжецы и паразиты даже входят в религиозно-духовные анналы.
Очень похоже ситуация обстоит и с другим табу – с сексуальностью. Ведь именно люди, живущие в традиционных парных отношениях, у которых есть только один сексуальный партнер, обычно выставляют себя «верными» ему или «однолюбами» - из-за того, что у них нет сил и возможности иметь больше партнеров (например из-за асексуальной внешности, неумения расположить к себе или стеснения), или они не в состоянии любить нескольких людей и строить несколько отношений одновременно, или воспитание, родители, общество наложили на них запрет на сексуальность, которому они слепо следуют. Часто имеет место быть и то, и другое, и третье. Обычно свои сексуальные желания такие «верные однолюбы» удовлетворяю скрыто и на стороне, без чувств и эмоциональной связи, ведь коль скоро существует столь огромное количество предложений быстрого и циничного секса, на них наверняка есть соответствующий спрос. Также часто люди с непривлекательной внешностью или характером называют сексапильных, сексуально свободных и привлекательных людей развратниками, всячески оскорбляя их. В таких утверждениях сквозят зависть, неутоленные желания и бессознательная озлобленность.
Но гораздо чаще «эзотерики» вообще напрочь вытесняют сексуальный уровень и просто не в состоянии построить отношения, быть вместе даже с одним человеком. Им мешают какие-то черты характера, убеждения, эгоизм или неумение владеть своими чувствами. В своих «эзотерических» компаниях они ведут себя показательно «благостно-нормально» и лицемерят, прикрываясь социальными штампами и стереотипами, и всячески делают вид, будто у них открытое сердце. А на самом деле в интимной обстановке наедине с другим человеком в них просыпается деспот, тиран или наоборот, депрессивный и гнетущий меланхолик. Все это не обязательно их вина. Это скорее социальная чем персональная паталогия. Но как больно слышать из уст этих ханжей о том, что отсутствие в их жизни сексуальности является следствием их духовной практики, внутренней чистоты или аккуратности. Они подменяют недоразвитость высоким развитием, неспособность преодолением, неумение отречением, травму трансценденцией, досексуальный уровень транссексуальным.
Поэтому Кен Уилбер называет это характерное для нашего времени заблуждение до-над-заблуждением. Те, кто еще даже не вышли на определенный (как правило эгоический) уровень жизни часто утверждают, будто уже преодолели и переросли его.
С сексуальностью, как и с деньгами, властью и пр. дело обстоит следующим образом: преодолеть их, выйти за их пределы можно только обладая ими, то есть посредстом личного опыта. Иначе все утверждения о духовном богатстве остаются лишь словами и на деле оказываются духовной нищетой. К сексуальной аскезе можно прийти только посредством понимания природы сексуального удовольствия. А понять его и отказаться от него можно лишь внимательно изучив его на собственном опыте. Непоневший природу секса человек будет постоянно либо желать его, либо вытеснять из сознания, и это желание или вытеснение будут мешать его просветлению. А постичь желание возможно только осознав бренную природу его удовлетворения. И сделать это возможно только множество раз глубоко осознанно, медитативно удовлетворив желание, и никак иначе. То, что верно для сексуальности, верно и для денег. Отказаться от них возможно только обладая ими. Тот, кто никогда не был богат, не может быть поистине счастливым в бедности, а тем более утверждать, что он преодолел уровень денег.
Касательно сексуальности необходимо еще сказать следующее: От секса появляются дети, то есть сексуальность служит продолжению жизни на Земле. Поэтому человек, не имеющий детей, не может быть поистине духовным, ведь он не продлил свою жизнь и по сути тем самым сам уничтожил себя. Если так поступят все, жизнь на Земле вообще перестанет существовать. Это деградация, вымирание, регресс. И здесь нет ни Любви (по крайней мере не к человеку), ни Духовности (по крайней мере не в Земном, живом ее смысле). Именно поэтому я никак не могу признать истинно духовными людей, сознательно давших обет безбрачия. Я не вижу в нем ничего иного, кроме нелепой надменной попытки на какое-то время заставить помнить о себе некоторых других людей, воплощенной в жизнь столь безобразным способом личного самоуничтожения.
Третье важное табу в этой цепи – табу на власть. Власть принято ругать и она считается чем-то негативным. Тем не менее, почти все к ней более или менее осознанно стремятся, например в отношениях с партнером, в семье с детьми и родственниками, на работе. Люди также имеют власть над природой, над растениями и животными, над машинами и вещами. Благодаря всему этому они существуют, и именно поэтому неразумно уничтожать природу и окружающую среду, даже если они подчинены тебе. Власть над людьми дается какому-то человеку тогда, когда он к ней готов и, вероятно, не станет ею злоупотреблять. В этом смысле высший закон очень осторожен и справедлив. Именно поэтому лучше доверять(ся) власти, чем ругать и оскорблять ее, как это популярно в эзотерических кругах. Но првзойти власть, также как деньги и сексуальность возможно только обладая ею. Любовь сильнее власти, поэтому нужно отказаться от власти ради Любви. Но нельзя сделать это, не обладая властью.
Утверждения человека, никогда не имевшего власть над людьми о том, что власть – что-то негативное и он ее превзошел, поэтому нередко наивно милы, подобно рассуждением ребенка. Менее развитые организмы в природе подвластны более развитым, и среди людей это тоже так. В этом нет ничего по умолчанию отрицательного или предрассудительного, это структура жизни, закон, пронизывающий бытие. Иерархии совершенно естественны, также как естественен рост, который сам по себе всегда проходит внутри некой иерархии. Нам была дана власть над природой в расчете на то, что мы осознаем, что мы всецело, полностью зависимы от нее и будем уничтожены, если уничтожим ее. Точно так же правителям не выгодно уничтожать свой народ, а богачам крестьян, которые их кормят. Поэтому рост в иерархии власти также природен и нормален, как и любой другой рост. Стоит подчиняться и довериться той власти, которая есть над тобой и не злоупотреблять той, которую уже имеешь над кем-то или чем-то. Но глупо обвинять кого-то в том, что он злоупотребляет данной ему властью, коль скоро сам никогда подобной власти не имел, а если бы имел, злоупотреблял бы возможно гораздо больше. Также как не стоит из-за невозможности самому получить власть ставить на нее штампы, вроде «любое управление есть манипуляция и поэтому негативно», так как при этом опять же уподобляешься лисе из Басни Крылова.
Табу на власть, деньги и сексуальность очень тесно переплетены между собой. По сути все они являются одним общим табу на удовольствие. Сексуальности в человеческом теле соответствует сексуальная чакра – область гениталий, деньгам – область живота, власти – область солнечного сплетения. Все это так называемые нижние чакры, и, говоря на языке эзотерики, именно эти нижние чакры следует интегрировать, то есть понять их функционирование и конструктивно задействовать их прежде всех остальных. Говоря на простом языке, человеку следует стремиться к многогранной, развитой и цветущей полноценной сексуальности без влияния морали и запретов, нормальны также стремление и необходимость в заработке денег и желание максимировать доход, равно как и естественно стремление властвовать над менее сознательными организмами, будь то компьютеры, деревья, коровы, дети или подчиненные на работе. Но, к сожалению, именно в эзотерических сферах у большинства людей по всем трем пунктам как правило серьезные проблемы. Зато у них обычно хорошо интегрирована сердечная чакра, которая, конечно, тоже крайне важна и необходима, и очень редко открыта у других людей.
Поэтому зачастую многое из того, что делают «эзотерики», пропитано милосердием, толерантностью и добротой. Вот только не имея ни сексуального партнера, ни семьи, ни детей, ни денег, ни занятия, ни власти, нет и обьекта, на который можно эти милосердие и доброту направить. Именно поэтому открытие сердечной чакры без интеграции нижних чакр обычно и приносит как самому человеку, так и обществу лишь минимальные результаты.
|