а так же....
Маха-Шива-ратри - Великая Ночь Шивы – празднуется сегодня по всей Индии, знаменуя собой бракосочетание Шивы и Парвати, вселенского Сознания и вселенской Энергии
Праздник этот в индуистском календаре подвижный и приходится на январь-февраль. Праздничному дню предшествует бессонная ночь, на протяжении которой в храмах, на улицах и на площадях прославляют Шиву, поют гимны, а ближе к утру совершают ритуальные омовения. В эту ночь можно увидеть горящие во многих домах огоньки, а храмы украшаются цветами. Всю ночь во время молитв, песнопений и жертвоприношений соблюдается пост, многие не пьют даже воду. В особенности, незамужние девушки в эту ночь бодрствуют, постятся и молят Шиву дать им хороших мужей. В Шива-пуране предписывается во время Маха-Шива-ратри каждые три часа проводить службу (пуджу), связанную с определенным аспектом Шивы.
Первая пуджа – вайдика (ведическая) - имеет саттвическую направленность; в ней Шива почитается как Рудра. Пуджа завершается возлиянием на Лингам молока.
Вторая пуджа – пураника (пураническая) – пышная, раджасичная; Шива почитается как Садашива в духе Дакшиначары. Пуджа завершается возлиянием на Лингам йогурта.
Третья пуджа – тантрика (тантрическая), вамачарская, соотносится с гуной тамаса; почитание Шивы совершается в образе Бхайравы и завершается возлиянием на Лингам гхи (топленого масла).
Четвертая пуджа – брахма – трансцендентная, она выполняется в предрассветное время – брахма-мухурта. В этой пудже почитается Пара-Шива (высший аспект), она завершается возлиянием меда.
Основные богословские школы и практики шиваизма – шайва-сидханта, вира-шайва, пашупатизм, расешвара-пантх, кашмирский шиваизм – разделены как географически, так и философски. Согласно шиваитским пуранам, Шива описывается как Абсолют, вечный, бесконечный и совершенно бездеятельный, – однако Он обладает особой творческой Силой, Энергией, которая персонифицируется как Великая Богиня (Дэви, Кали, Дурга, Парвати, Ума). Посредством своей Энергии Шива творит, поддерживает и разрушает миры. В философии кашмирского шиваизма особенно подчёркивается то, что Шива, пребывающий за пределами времени и пространства, является не только первоисточником всего, но и одновременно всем, обнимая всё сущее собою. Ради блага вселенной Он совершает пять форм служения бытию: это - эволюция, поддержание, вовлечение, сохранение и преображение. Как семя развивается в дерево и через должное время становится опять семенем, вселенская Энергия (Шакти) исходит и должна вновь возвратиться абсолютному Покою (Шива). Союз Шивы и Шакти символизируется браком Шивы и Парвати. В IX столетии кашмирский святой-поэт Утпаладева так описывал Шива-Ратри: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит ночь Шивы, затмевающая их своим собственным сиянием».
Маха-Шива-ратри считается благоприятным временем для паломников, когда они стараются посетить 12 важнейших святилищ Шивы, расположенных в разных частях Индии и Непала. Грандиозные богослужения проводятся в Варанаси, Таракешваре, Баидьянатхе, Балкешваре, Рамешвараме и Уджжайне. В каждом из этих центров существуют разные обычаи празднования, различные правила и обряды. Так в храме Таракешвар, расположенном в 57 километрах от Калькутты босоногие паломники выливают принесенную воду Ганги на каменную статую Шивы и украшают гранитный лингам цветочными гирляндами. Кашмирские шиваиты празднуют Шива-Ратри в течение 23 дней. Последний день отмечает конец зимы; люди надевают новую и лучшую одежду, семьи собираются вместе. В храм Пашупати-Натх в долине Катманду на время праздника приезжает более 100000 человек. Непальцам и индийцам позволяют войти внутрь храма, а туристам разрешено лишь наблюдать празднество с берега реки Багмати.
На рисунке выше представлен религиозный смысл всех атрибутов, которые можно найти на многих изображениях и статуях (мурти) Шивы.
Шиву изображают также единством Сознания и Энергии, трансцендентного и имманентного, невовлечённого и действенного аспектов бытия: