Судовой журнал
  архив литконкурса 2012/2013
  Рассказ 14: тур 1 (О...

Боцманы:  AFTER_DARK

Форум клана открыт для общественности

 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Старые сначала  Тема: Рассказ 14: тур 1 (От а. Вудби Директору) - cthulhu
sonya_ericsson
Бывший океанец

Рассказ 14

От а. Вудби Директору:

Соотношение входящих и выходящих по-прежнему три к одному. Точные данные прилагаются. Опросы посетителей однозначных результатов не дают...

Вудби ещё раз проверил, что камера направлена на крыльцо, положил диктофон в нагрудный карман, вышел из машины и встал на широкую нижнюю ступеньку. Первые посетители обычно появлялись в это время, так что долго ждать ему не пришлось.

— Извините, не подскажите, что в этом доме? — Простите, я спешу. — Молодой парень быстро взбежал по ступеням и скрылся за тяжелой дверью. Вудби остался ждать следующего, но через полчаса ожидания очередной посетитель, верней, посетительница — женщина лет сорока — ответила с недоумением: «Как, вы разве не знаете?» — и проследовала через дверь. Вудби простоял у крыльца еще несколько часов, но все последующие входящие всё так же не давали прямого ответа, лишь один пожилой и энергичный, даже всё время дергающийся мужчина воскликнул: «Там — счастье!» — но и его не удалось остановить для дальнейших вопросов.

Наконец, когда уже начало темнеть, дверь в первый раз за день распахнули изнутри. Фонари не горели, поэтому разглядеть лицо выходящего было тяжело, но Вудби был уверен, что среди входивших этого человека не было. Посмотрев по сторонам, он медленно спустился по ступеням и опять посмотрел по сторонам, не обратив внимания на Вудби, даже когда тот подошел к нему.

— Простите, что в этом доме? — стандартный вопрос так надоел, что Вудби уже не пытался звучать заинтересовано.

— Ах, там... там так хорошо всё устроено, просто замечательно, — мужчина как-то мечтательно улыбнулся, всё еще не глядя на Вудби.

— Что именно устроено?

— Всё, теперь уже решительно всё! — и посетитель ушёл с той же улыбкой на лице.

От Директора а. Вудби:

Аналитический отдел изучил видео- и аудиозаписи интервью с посетителями и пришел к мнению, что их действия совершаются без принуждения, насилию или угрозам насилия внутри Дома они не подвергаются, поэтому принято решение направить а. Вилби для посещения...

— Ну оттуда же каждый третий не выходит! — Вилби остановился на первой ступеньке.

— Давай, давай. Аналитики говорят, что ты спокойный, а таким там бояться нечего, — всё это и так было в памятке, которую Вилби должен был прочитать перед входом, но он никогда не читал памяток — «чтоб не волноваться понапрасну».

— Но если я не выйду? Жена ж дома, дети!

— А это стимул вернуться назад, — Вудби уже не первый раз работал с Вилби и знал все эти ритуальные вопросы наизусть.

— Ах, черт с вами всеми. Я пошел, — Вилби включил камеру и потянул дверь на себя. Вудби остался ждать его.

Ждать пришлось недолго. Через три часа, с точностью до минуты, дверь распахнулась, и вышел Вилби. На лице его была та улыбка, которую Вудби уже не раз видел на лице выходящих.

— Ну, что там? — Вудби был готов и к тому, что Вилби ответит так же невразумительно, как и остальные посетители, и убежит. Но тот остановился на ступенях и посмотрел на Вудби с удивлением:

— А, ты тут... Да ничего особенного. Про твою жизнь рассказывают. Ну, помнишь, как в том деле о кинотеатре. Только там показывали, а тут зачитывают. Видимо, избранные места. И комментариев этих дурацких нету.

— Что ты тогда так лыбишься?

— Да они очень удачно выбрали. Хорошо, что я тогда ту девочку послал... А то сейчас было б: жена, дети...

— Что? Ты ведь... — но Вилби не дал ему договорить.

— Вообще, ничего нового вроде не рассказали, но я тут подумал...

От Директора всем сотрудникам:

С большим сожалением должен сообщить, что за прошедшую неделю нас покинули сразу двое сотрудников: а. Вилби уволился по собственному желанию, заявив, как многие слышали, что «он точно знает, что ему теперь надо делать». Так же мы были вынуждены направить а. Вудби в закрытое медицинское учреждение, противоречащие его словам записи его не убедили, он продолжает утверждать, что «раньше всё было не так»...

Сообщение было изменено 25 февраля 2013 в 21:06

21 Ноября 2012 11:32      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Passeriforme
Юнга
Сообщений: 14


Четырнадцать: с темой ассоциация очень отдаленная, вряд ли там дом такой же. Но идея интересная. Самой захотелось в такой дом сходить - или ну его?
21 Ноября 2012 13:41      
sonya_ericsson
Бывший океанец

cthulhu
Боцм@н
Сообщений: 32051

14. Коряво написано, композиция какими-то обрывками, сюжет мутный. Связь с темой слабая.
21 Ноября 2012 14:20      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Pulherija
Капитан 1го ранга
Сообщений: 13373

сидела минут десять перечитывала конец 14 ого и думала. не додумалась ) очень уж все открыто фантазии читателя. а так интересно и легко прочла
21 Ноября 2012 14:25      
sonya_ericsson
Бывший океанец

LLoin
Капитан 1го ранга
Сообщений: 8448

14. Итак. "Ничего не понимаю" - часть третья. При желании автора могу разобрать, а так лень. Тень на плетень. Дребедень. И не так всё это было, совсем не так...
21 Ноября 2012 15:09      
sonya_ericsson
Бывший океанец

fagot
Аллегорец
Сообщений: 27152

Песенные отрывки, услышанные в тускло освещенной, пахнущей опилками и кофе комнате в паузах между рассказами:

Рассказ 14

“Слышу голос из прекрасного далеко,
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос, голос спрашивает строго:
А сегодня что для завтра сделал я?”
21 Ноября 2012 16:08      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Lu_
Штурман
Сообщений: 829

14-ый рассказ
Очень хорошо. я бы сказала, что в этом рассказе наиболее ярко отражена тема. возможно ограничение по объему не дали автору более выразительно преподнести сюжет, но в заданных рамках вполне отлично. мне рассказ понравился. это хорошо, когда человек находит место, где встречается с собой.
21 Ноября 2012 17:42      
sonya_ericsson
Бывший океанец

XAM
Боцм@н
Сообщений: 5270

14. На мой взгляд самое элегантное решение темы конкурса. Если я не ошибаюсь двери – ворота между параллельными мирами?
Есть ряд вопросов:
1. Почему камера которую Вилби включил перед входом в дом больше не упоминается?
2. Что именно Вилби „тут подумал...“?
3. Какая организация вот так просто отпустит Вилби после посещения дома? Неправдоподобный момент.
4. Если бы всех, кто утверждает, что «раньше всё было не так» направляли в закрытое медицинское учреждение, там оказалось бы больше людей чем снаружи.
В целом не плохой рассказ, читать не скучно, есть интрига и лично мне очень импонировала скромность авторского размаха, обошлось без покойников и эксцессов. Кэнби.
21 Ноября 2012 20:06      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Cuisinart
Шкипер
Сообщений: 97

Получается, что переписали всю жизнь Вилби? Слишком глобальное изменение прошлого.
Получается, только один Вудби помнил, как все было? Странно.
Если бы не было сообщения от директора всем сотрудникам, я бы подумала, что Вилби и Вудби - один человек.
Хороший рассказ. Запутанный.


прим. едитора: обширная дискуссия о рассказе нр. 14 происходит на странице 26
23 Ноября 2012 00:46      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Figaro
Юнга
Сообщений: 26

Нр. 14:
Один из хороших рассказов тура, очень добротно написан. чувствуется мастерство и опытная рука.
Автор хорошо владеет языком, про грамотность тут и говорить нечего, технических ляпов практически не присутствует. Нельзя не отметить оригинальную семантику имён главных героев.
Стиль сдержанный, почти документальный беллетризованный. Как мне показалось, автор довольствуется очень малым количеством литературных средств для придания образности и художественности своему рассказу. И тем не менее он достигает желаемой степени выразительности.
Чёткой композиции по схеме зачин - основная часть - концовка, опять не присутствует, кульминация/развязка происходит практически в последнем предложении, и то весьма латентно. Так называемая дискретная композиция присуща литературным текстам близким к жанру детектива итд, поэтому, пусть будет так.
Проблематично, на мой взгляд, содержание. Несмотря на то, что в гладком повествовании однозначно присутствует определённая задумка, "интрига" - я даже после 2-3х-кратного прочтения не смог проникнуться, иными словами, я просто недопонял. И поэтому рассказ в целом, его идея, оставила меня равнодушным. Одно только предчувствие глубокой идеи недостаточно, чтобы затронуть рядового читателя, и автору не удалось, на мой взгляд, проработать свою идею так, чтобы она стала доступной. Одними намёками обойтись сложно.
В общем, после некоторых размышлений я пришёл к выводу, что тут в очередной раз обыгрывается теория многовариантных вселенных, берущее своё начало в квантовой механике. Тогда Дом (почему-то с большой буквы, как и Директор, хотя это не личные имена) это ничто иное как вариация пресловутой камеры с котом Шрёдингера. Кот не жив и не мёртв, пока он находится в камере, посему и посетители Дома иной раз не выходят из него. А те, что выходят - выходят с откорректированной историей. Я представил себе Дом как некую камеру модификации или оптимизации прошлого и, таким образом, индивидуального "осчастливливания" посетителей. Входя в Дом, Вилби переживал о своей семье, несмотря на то, что не читал памятку, «чтоб не волноваться понапрасну». А выйдя из него, эти самые факторы, ведущие к переживаниям и дискомфорту, оказались истреблены. Таков мой вариант трактовки. Тем не менее, и при такой трактовке в рассказе большое количество неизвестных и напрашивается уйма вопросов к автору:
- откуда посетители знали, что это за Дом, и почему целенаправленно в него стремились? их кто-то свыше выборочно "призывал"?
- что это за организация, которой принадлежат Вудби, Вилби, Директор и др.? почему она занимается расследованием происшествий, связанных с Домом?
- при слежке за домом использовали видеокамеры, так же и у Вилби была с собой камера, когда он отправился в Дом. Она пропала?
- модификация прошлого посредством зачитки оптимального варианта - как это нужно себе представлять конкретно? и КТО зачитывает?, посетители сидят по отдельности или все вместе, когда им озвучивают их индивидуальные вариации?
-играет ли роль время пребывания Вилби в доме "три часа с точностью до минуты"? и если не играет, то к чему такое уточнение?
-что за "дурацкие комментарии", о которых упоминает Вилби после посещения дома, которых якобы нету?
-что произошло в последствии с Вудби? неужели он ради любопытства тоже побывал в Доме? или с помощью Вилби понял, что в нём происходит и поэтому начал утверждать вещи, в которые Директор и прочие отказались верить?
-чем закончилось расследование? закончилось ли?
Как я вычитал из дискуссий в теме, некоторые читатели склоняются к версии, что Вудби и Вилби - одна и та же персона. Но, тогда я больше склоняюсь к варианту, что все три фигуры в рассказе, включая Директора - состояния одного и того же человека, по каким-то причинам страдающим "раздвоением" личности, т.е. диссоциативным расстройством. Или, ещё один шаг в интерпретационные дебри - Вудби, Вилби и Директор как три психологические сущности по Фрейду - Я, Сверх-Я и Оно.
Связь с цитатой-темой тура, кстати, в этом рассказе очень шатка, несмотря на присутствие дома, дверей и ступеней. С таким же успехом автор мог бы разыграть свою историю в дремучем лесу или в бермудском треугольнике или ещё где-нибудь.
На этом закругляюсь
Моя оценка этому рассказу - 4. Несмотря на почти безукоризненное техническое исполнение и непростую задумку, автору вряд ли удастся эмоционально затронуть этим рассказом большинство читателей.
24 Ноября 2012 15:37      
sonya_ericsson
Бывший океанец

aisodell
Шкипер
Сообщений: 54


14 прочла.

Найа, 14 очень даже логичный и понятный, и тема конкурса первого тура вспомнилась даже. ))
И вообще, Фабрику большевичку напоминает (ага, я всё ещё её помню )). Плюс коротко, действие начато-развито-закончено, теме соответствует. )
24 Ноября 2012 15:45      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Рецензии на 14 рассказ

Жюрист 1 Gluecksbringer - 6,5

Ещё один рассказ из серии: концовка всё угробила. Задумка хорошая - дом, который даёт возможность пойти по иному варианту судьбы. Пусть не очень оригинально, но попадает в тему тура. Что автор должен был учесть: так называемые законы фантастического жанра. Если Вилби вышел в другом варианте(без жены и детей), то он не мог найти там "старого" Вудби. Иначе какой-то винегрет получается и гробит практически весь сюжет (минус 2,5 балла). Ещё балл отнимаю за то, что дом всегда одинаковый (минус балл за отклонение от темы). К героям цепляться не буду, хотя их бы тоже не мешало штрафануть.

6,5 баллов



Жюрист 2 Vademecum - 6,5

Счастье — это когда у тебя все дома!

Из мультфильма «Возвращение домовёнка»

Идейно-тематическая основа и характеры

Итак, есть некий дом, за которым наблюдает некая организация. Настаивать на однозначной сущности дома — дело, конечно, непозволительное, дурно отдающее устарелыми версиями диамата. В дом входят люди обоих полов и всех возрастных групп (молодой парень, сорокалетняя женщина, пожилой мужчина). Не все оттуда возвращаются. Моя интерпретация событий: посетителям в доме каким-то странным способом промывают мозги, имплантируют подложные «воспоминания», дают представление об альтернативном, более привлекательном таймлайне, «зачитывая» (переписывая) ключевые вехи биографии. Агент Вилби, тревожащийся о своём семействе, после разведки в дом уверен, что холост и бездетен. Другой посетитель, вероятно, после повторных сеансов полностью потерял нить реальности. По всей видимости, сам процесс «зачитывания» избранных мест и всё другое, творящееся в доме, невозможно запечатлеть с помощью видеокамеры. Мэйби? Кудби? Шудби?

Зеркало может быть мутным, кривым, венецианским. Но глядя в кривое зеркало, можно посмеяться, а если у тебя прыщи, то мутное — льстивее венецианского. Идея имеет непосредственное отношение к заданию тура, но не все состыковки проработаны, наверное, не хватило времени. (2,5 из 4)

Композиция и сюжет

Сюжет с элементами кинематографического построения остался скелетом без мяса, автор поскупился на описание деталей, которые пошли бы на пользу пониманию. Какие у рассказа временные рамки? Как долго Вудби наблюдал за домом? Как осуществляется коммуникация между Директором и агентом? Мне понятно, что Вудби надоело задавать один и тот же вопрос всем входящим в дом, но почему он без должного энтузиазма обращается к первому за весь день выходящему? Соотношение входящих и выходящих три к одному (по докладу Вудби), почему же Вилби утверждает, что из дома не выходит каждый третий? Что за дело о кинотеатре и какая у него параллель к зачитыванию без «дурацких» комментариев? Развязка смята, полагаю, что в ней следует переставить местами Вудби и Вилби. Вообще, недостаёт многих звеньев. (1,5 из 3)

Стиль и язык

С условностью и «чертёжностью» фигур напрямую связана более или менее значительная утрата их непосредственного эмоционального влияния на читателя. Но в то же время выигрыш мог бы быть в другом. Автору следовало бы сильнее постараться обнажить красоту и логику замысла. (2,5 из 3)

Оценка: 2,5 + 1,5 + 2,5 = 6,5




Жюрист 3 imnotsleeping - 8

(про агентов Вилби и Вудби и странную дверь)
Зарисовка в юмористическом стиле то ли о параллельных мирах, то ли об альтернативных вариантах будущего. Или это одно и то же? Неважно. Опять персонажи с говорящими именами. Почему Вилби – will be еще как-то понятно, почему Вудби – would be понятно уже не очень. Будущее обоих агентов в конце концов довольно-таки четко определено.

Для короткого рассказа сообщено довольно много подробностей о мире, в котором агентствуют агенты Вилби и Вудби. Например, кроме дома, был еще кинотеатр с аналогичной функциональностью. Похоже, заведения подобного рода в том мире совсем не редкость. Хотя с такими заведениями иметь один ясный и понятный мир довольно проблематично. Наблюдается некоторая путаница с соотношением входящих в дом и выходящих из него. Три входят – один выходит или каждый третий не выходит? Это случайно получилось или читателю морочат голову?

Как обычно бывает в подобных произведениях, не всё происходящее получает логическое объяснение. Почему агент Вудби заметил, что текущая версия реальности изменилась только после того, как в дом зашёл а. Вилби? По идее, она должна была меняться с каждым входящим. Имеет ли этот факт какое-то отношение к именам агентов?

Связь с темой – вполне себе. Странный дом, дверь, ступени. За дверьми непонятное.

Есть одно явно неудачное с языковой точки зрения место:
“Аналитический отдел изучил видео- и аудиозаписи интервью с посетителями и пришел к мнению, что их действия совершаются без принуждения, насилию или угрозам насилия внутри Дома они не подвергаются, поэтому принято направить а. Вилби для посещения”.

В целом читается гладко.

Итого: Фантастическая зарисовка, которая хорошо ложится в тему конкурса. После прочтения возникает некоторое количество вопросов, на которые никаких разумных ответов в рассказе конечно нет. Но поразмышлять над вопросами может быть забавно.

Оценка: 8

Жюрист 4 TilEulenspiegel - 8


Жюрист 5 Solomea - 5

Это история про Вудби, который наблюдал дверь и сошел с ума.

Я перед некой дверью в дом и наблюдаю её. Я агент и работаю на организацию, не скажу какую. У меня задание: собрать всю возможную информацию о том, ЗАЧЕМ туда люди входят и ПОЧЕМУ не все выходят обратно. Мне самому пофик, что там, за этой дверью, никаких эмоций по этому поводу я не испытываю, но любопытство растет. Работаю я топтуном на крыльце этого дома методом опроса входящих и выходящих. Опросы посетителей ничего не дают.
Почему я не испытываю никаких чувтсв, а только морщу мозг? Таа это обыденное дело, эти непонятные дома на каждом шагу. За любой дверью – неизвестно что происходит. Можно гадать до посинения, пока сам не войдешь и не увидишь.
Интересно…
И как читатель я пытаюсь проникнуть в тот дом. «Там» - за закрытой дверью – «другая жизнь»? Другое измерение? Параллельный мир? «Тот свет»? Или мы сейчас на «том свете», а там этот? Интрига есть. Я еще ничего не знаю про « там», но там хорошо. Любая «женщина лет сорока» знает, видимо она туда часто ходит, а вы «как, вы разве не знаете?!»
Возникший было дюдик, мгновенно испарился: кто-то за кем-то следит, но никакой опасности нет, наоборот – всё замечательно.
Просто констатация фактов.
С одной стороны - это выбранный автором приём, подчеркнутый докладными записками, и так называемый в литературе «ноль-стиль»: беспристрастное, лаконичное, внешне сухое описание происходящего. И сюжет есть - с завязкой, развитием, кульминацией и развязкой, и конфликт есть, и герои меняются. И тема есть.
А идеи нет.
Нет философского подтекста. Да и формат рассказа совсем не то, что бы можно было развернуть филосовско-психологическую проблему – что такое счастье. Только фразу вскользь кинуть и всё: Там – счастье!
Фантастическое допущение - интересный прибор, лестница сквозь время, дверь-портал — все это не может стать идеей литературного произведения. Это может быть гвоздем,
на который удастся (или не удастся) подвесить какую-нибудь сюжетную идею, но это никак не сама идея!
Просто потому, что эти штуки — всего лишь объекты (объект наблюдения в рассказе буквально). У них нет конфликта, у них нет поведения, они лишены жизни во времени, описать их чудесную суть можно одним абзацем, после чего говорить станет не о чем.

В основе сюжета должны лежать не объекты, а субъекты — существа, двигающиеся вперед по шкале времени. Любая история о героях, чьи особенности и конфликты заставляют их что-то делать, — она четырехмерна, пока героям есть что делать.

Скажем, люди, пытающиеся прожить последний день перед концом света - это очень перспективная сюжетная идея, построенная на довольно унылом фантастическом допущении. А вот дверь, ведущая в другое измерение, — это яркое фантастическое допущение без какой-либо идеи. Кто герой? Чего он хочет?
Любой прием вводится в текст для чего-то! Он нужен для достижения цели. Чтобы Вудби сошел с ума?
И что там, за той дверью? Корректор судьбы? Машина желаний? Комната счастья?
Кидай, не кидай туда гайки, «там» в рассказе – пустота. Не к чему привязать фантазию… А вот и подсказка автора: «Ну, помнишь, как в том деле о кинотеатре. Только там показывали, а тут зачитывают.» - фильм «Сталкер» и повесть «Пикник на обочине»?…
Ловкий ход.
Автор отправляет нас в Комнату Зоны, которая исполняет самые сокровенные желания.
Эффектно!
Как ловко автор предъявил идею о счастье , отсутствующую в рассказе, и мощный этико-филосовский пласт, на котором она зиждется, - Стругацкими, не написав об этом сам.…
«…Зздесь он понял, что не просто желания, а сокровенные желания исполняются! А что ты там в голос кричишь!.. Да здесь то сбудется, что натуре своей соответствует, сути! О которой ты понятия не имеешь, а она в тебе сидит и всю жизнь тобой управляет!…Сам иди в свою Комнату!»
Теперь понятно, почему Вудби сошел с ума. Не готов он был к встрече с самим собой (в лице Вилби).
Автор – сталкер. Подводит читателя к заветной Комнате, а самому ему нельзя. Только вводит в Зону.
Или водит за нос?

Художественная часть !,5
Техническая часть 0,5
Соответствие теме 2
Бонус за спецэффект +1
Итого: 5


Жюрист 6 rudiiiii - 7

Сообщение было изменено 26 ноября 2012 в 06:49

26 Ноября 2012 03:08      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Жюрист 6 rudiiiii - 7


Вудби, Вилби, загадочный дом и парящий над всем мэйби.

Интересный сюжет. Загадочный дом, агенты, слежка, директор, камеры, диктофоны... В общем есть всё, для хорошего, захватывающего рассказа. Это огромный плюс. Я это учёл. Но поговорим о минусах, ибо именно они привели к сравнительно низкой оценке этой очень хорошей задумки. А главный минус рассказа на мой взгляд заключается в том, что читателю приходится слишком много додумывать. Кто эти люди? Учитывая наличие "аналитического отдела", их методы кажутся какими-то... несоответствующими предполагаемому уровню организации. Потом лёгкое несоответствие "соотношение входящих и выходящих 3 к 1" и "каждый третий не выходит", когда скорее только каждый третий выходит. Ну и конечно измение в жизни Вилби после выхода (семейное положение). Если так показалось только ему, то его должны были бы запереть в закрытое. А если эта реальность изменилась для всех, то почему для всех, кроме Вудби? Непосредственно вокруг дома особая зона? В общем есть вопросы, ответы на которые не следуют из текста. И на мой взгляд там прерывается внутренняя логика рассказа. Тут мне нужны объяснения автора, что бы понять этот момент.

Стиль в принципе не плохой, но не без шероховатостей. Опрос входящих можно было оформить элегантнее. Тем более, что места у автора осталось достаточно. Троеточием не желательно злоупотреблять. В общем не максимум в этой дисциплине, но значительно больше половины.

Тема тут явно присутствует. Единственное, что богатство/обветшалость дома там не прямая, а надо выводить из того, что там происходит. Но это скорее мелочи и не очень сильно отражаются в баллах.

Итого 7, хотя могло бы быть больше, если бы я нашёл больше зацепок, больше возможных объяснений внутренней логики рассказа.
28 Ноября 2012 03:59      
 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-∞ · Служба поддержки